Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №29(2723) от 16.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2663
EUR:
3.4803
RUB:
3.4903
Золото:
252.19
Серебро:
3.05
Платина:
104.91
Палладий:
112.36
Назад
Консультации
16.11.2004 16 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Ни шагу без юриста!

Не начинайте дело без консультации с юристом! В лучшем случае вы разочаруетесь в своих способностях...

Не начинайте дело без консультации с юристом! В лучшем случае вы разочаруетесь в своих способностях. В худшем - потеряете не только деньги, партнеров и свой бизнес, но и репутацию делового человека. Так советуют новичкам бывалые предприниматели, хозяйственники и особенно судьи. "Ни шагу без юриста!" - так вслед за ними настраивала деловых людей и наша газета.

Однако в последнее время уже сами юристы решили выяснить отношения в собственном цехе. Качество и легальность юридических услуг, уровень профессиональной этики, статус частнопрактикующих юристов, свобода организационных форм работы, участие в законодательном процессе, взаимоотношения с официальными структурами и друг с другом - многое подвергается обсуждению. Обострило полемику и намерение Белорусского общественного объединения юристов-хозяйственников (БелООЮХ) принять новую редакцию Правил для лиц, занятых в сфере юридических услуг (проект  публикуется сегодня на с.20-21 "Информбанка").

Сейчас очень важно учесть каждую точку зрения, сверить позиции и заодно  услышать отзывы читателей-клиентов. Поэтому свою долю в поиск истины вносит и "НЭГ", предоставляя на своих страницах слово участникам дискуссии.

Валерий ПАПАКУЛЬ, член правления БелООЮХ, директор юридической фирмы "АПИЦЕС ЮРИС" :

"Мы не аутсайдеры на правовом поле"

- Сам факт полемики, разнообразие мнений и даже критику мы воспринимаем конструктивно, как естественное  опасение коллег за будущее нашей профессии. Замечательно, что действующее с 1992 г. объединение юристов-хозяйственников сумело наконец-то встряхнуть коллег, заставило их высказываться по ключевым вопросам. А это прежде всего:

- формирование цивилизованного рынка юридических услуг и повышение авторитета профессии юриста;

- сохранение, защита и совершенствование института частнопрактикующих юристов; 

- защита интересов самих юристов-хозяйственников;

- повышение качества юридических услуг.

Конечно, нам предстоит еще очень многое сделать. Но нельзя не замечать и заслуги организации в развитии и сохранении самого института  юристов-хозяйственников, хотя противостояние, в частности, с адвокатурой было жестким. Сейчас наше объединение насчитывает почти 120 членов, представляющих столицу и все области страны.  А в целом на рынке юридических услуг действуют более 300 самостоятельных организаций и лиц.

Нам удалось на плановой основе наладить сотрудничество с  Минюстом. Мои коллеги  участвовали в разработке положения о лицензировании, порядка проведения аттестации, сейчас заканчивается подготовка правил профессиональной этики. Идет анализ и разработка стандартов качества оказания услуг, рекомендаций в области ценообразования, рекламы, организационной структуры юридических фирм, нормативов развития бизнеса и оплаты труда, договорной практики - всего того, чему, к сожалению, не учат в университете.

А главное достижение, на мой взгляд, в том, что юристов-хозяйственников стали уважать и считаться с ними.

- С этим вас можно только поздравить. Но так уж устроен мир: развивается дело - сразу появляется повод для критики. Причем, как ни странно, самые серьезные претензии идут от ваших же коллег - юристов! Что их не устраивает?

- Они полагают, что у нас любые попытки совершенствования бизнеса или деятельности общественной организации обязательно преломляются через государственный интерес. А стремление что-то изменить к лучшему может только навредить, поскольку заметного влияния на регулирование рынка юридических услуг БелООЮХ все равно не оказывает. Дескать, чего высовываться, если за нас все решат чиновники, а попытки бежать впереди паровоза к добру не приведут. И делают вывод, что в этих условиях создание авторитетной, массовой и одновременно независимой общественной организации не реально - все будет сделано по лекалам руководящих и лицензирующих инстанций. Кроме того, среди "частников" бытуют слухи о введении обязательного членства в БелООЮХ, обязательных платных стажировках, непомерно строгих правилах профессиональной этики юристов и прочее.

Что же, любая попытка высказать свою позицию, заметить недостатки, повторяю, радует, поскольку главная проблема в юридическом сообществе - это пресловутая "хата с краю". Вместе с тем есть замечательный принцип: критикуя  предлагай! Кому, как ни юристам, знать, c какими проблемами можно столкнуться, если не пытаться изменить положение вещей на рынке юридических услуг. В чем я совершенно не сомневаюсь, так это в том, что без нашей инициативы и активного участия правила игры на этом рынке сделают далеко не такими, какими  бы нам хотелось.

Именно поэтому БелООЮХ постепенно и терпеливо строит взаимоотношения со всеми участниками правового поля. Естественно, что основной игрок на нем - Министерство юстиции. Но и мы на этом поле не аутсайдеры. Представители нашей организации входят в комиссию Минюста по вопросам выдачи свидетельств об аттестации юриста, а также в комиссию по лицензированию и в  Методологический совет по вопросам государственной регистрации и прекращения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.  На заседаниях комиссий и совета юристы имеют такой же голос, как и работники Минюста, а само обсуждение всегда носит компетентный и всесторонний характер.

- Приятно слышать, обычно работу госорганов критикуют.

- Я тоже далек от их идеализации. Но объективность требует сказать, что сотрудники Минюста, с которыми мы сталкиваемся по роду деятельности в рамках нашего объединения, заслуживают добрых слов. Я, например, участвовал в работе комиссии Минюста, где около двух часов заместитель министра, несколько начальников управлений и отделов решали вопрос о приостановлении действия лицензии двух коммерческих организаций. Это было действительно компетентное и  всестороннее обсуждение. Нам никогда не отказывают в аудиенциях, все инициативы тщательно рассматриваются, по многим предложениям мы находим общее мнение. Есть у нас и общее желание сделать рынок юридических услуг более цивилизованным.

Тем более, что остается еще много проблем. Одна из самых болезненных - сдача экзамена для получения свидетельства об аттестации юриста.  Аттестационные экзамены пока далеки от идеала, хотя мы  можем утверждать, что решения комиссии в целом объективны и не нарушают прав юристов. Уже, кстати, появились хорошие новости. Предполагается не только значительно сократить и унифицировать программу, но и открыть для  предварительного изучения вопросы, включаемые в тесты, а экзамен проводить только с использованием компьютера.

- Ладно, Валерий Викторович, оставим государству его заботы. Ведь не всегда же оно сидит за одним столом с клиентом и юристом. В чем сегодня главный резерв БелООЮХ?

- Нашей организацией разработаны Правила профессиональной этики лиц, осуществляющих деятельность по оказанию юридических услуг. Этот документ - совокупность обязательных требований к юристам, своего рода профессиональное соглашение, которое призвано повысить ответственность коллег за собственный профессиональный рост и качество оказываемых услуг. Cвод требований нам никто не навязывает извне. Мы сами формируем его и добровольно решаем  ему соответствовать.  Да, правила согласовываются с Минюстом и утверждаются его постановлением. Более того, их нарушение может привести к аннулированию свидетельства об аттестации юриста. Но клиент должен быть уверен, что на фирме, обладающей лицензией, он  получит те гарантии, которые закреплены в Правилах.

Теперь все будем работать, засучив рукава, чтобы претворить их в жизнь. При этом мы отнюдь не желаем быть филиалом Минюста. Просто надо объединить усилий для выработки внятных, достойных и  профессиональных условий деятельности рынка юридических услуг. Безусловно, нам нужна обратная связь, нужна полемика (просьба  писать в "НЭГ" и посещать наш сайт www.lex.by). А дискуссию мы намерены продолжить на республиканском собрании юристов-хозяйственников 1 декабря накануне нашего профессионального праздника.

Александр СТЕПАНОВСКИЙ, юрист:

"Время одиночек прошло"

- Как вы оцениваете отношение чиновников к юристам-хозяйственникам?

- Оно не очень хорошее. Речь, разумеется, не об оценке профессиональных качеств. Их смущает наш статус, некое промежуточное положение: мы, дескать, и не адвокаты, и не юрисконсульты заводские. Я бы по примеру российской практики квалифицировал нас как бизнес-адвокатов. По сути, так оно и есть: мы адвокаты,  занимающиеся корпоративными клиентами.

- Но ряд ваших коллег-общественников как раз считают большой заслугой то, что белорусской адвокатуре не удалось поглотить институт  юристов-хозяйственников. Так хорошо это или плохо, Александр Иванович?

- Замечательно, хотя речь не об этом. Статус  юриста-хозяйственника должен быть таким же или даже более либеральным, чем у привычного адвоката. Здесь с государственными органами нужны взаимные компромиссы и уступки.  Например, в той же России разрешено без всяких формальностей открывать адвокатские бюро, адвокатский кабинет. У нас тоже   должна быть свобода в выборе форм организации бизнеса, поскольку сама юридическая деятельность очень многогранна, а у каждого юриста своя ниша, самостоятельная отрасль права, куда однажды нырнув, можно навсегда и остаться. 

Никто у соседей не заглядывает и в карман к юристу. Скажем, в Москве или в Киеве  множество отличных  юридических фирм с официальной ставкой до 200  USD за час работы. Ставка, поверьте, многое говорит о команде, ее  квалификации и заказчиках. А имена клиентов - дух захватывает! И работают они с фирмами не недели и месяцы, а годы.

И правильно делают. К юристу надо иногда просто ходить, как к врачу.  Для профилактики бизнеса. Любое предприятие живет определенной жизнью и нередко хворает, поскольку  хозяин совершает какие-то действия, не всегда верные и здоровые для бизнеса. Лишних денег, понятно, нет ни у кого. Но жизнь учит: потрать на разумный совет сотню долларов сейчас, чтобы потом юрист не расхлебывал твоих проблем уже за полторы тысячи.

- У нас московский заработок возможен?

- Пока нет, масштабы бизнеса несопоставимы. А главное, политика государства в области ценообразования должна быть в отношении юридических услуг либеральной, без жесткого администрирования. Полагаю, что на сегодняшний день она скорее тормозит, нежели способствуют развитию рынка юридических услуг. Сейчас все дружно декларируют, что наша экономика активно развивается, благосостояние народа растет, но я бы не сказал, что столь же уверенно поднимается на ноги наш брат-юрист. Государство выдало  лицензию, по-своему оценив меня. Я себя тоже оцениваю, положим, в 100 долларов, но последнее-то слово за клиентом. Рынок, конкуренция, уровень хозяйственных проблем и конфликтов выдадут свою табель о рангах. Не надо искусственно стричь всех под одну гребенку. Иначе толковый авторитетный юрист вместо кропотливой работы с двумя - тремя состоятельными клиентами вынужден разменивать себя по мелочевке на два десятка заказчиков или вообще искать работу за границей.

- А есть ли, кстати, принципиальная разница в работе минских и московских фирм?

- Прежде всего  в отношениях с клиентами, из чего, собственно, и складывается ставка. Российские коллеги в соответствии с мировой практикой  за все предъявляют счет. Телефонные разговоры, консультации, работа в библиотеке, подготовка документов, транспортные расходы - все это практически всегда оплачивает клиент. Я, например, сотрудничаю с  московским ООО "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", где минимальная ставка у специалиста моего уровня от 100 USD за час и выше. Причем большие заработки  здесь совершенно легальны и соответствующие налоги - тоже. Это устраивает и клиента, и государство - если налажен контроль, то за результат спросить проще. К таким отношениям  в своей работе мы  стремимся и в Беларуси, т.к. работать в сфере законодательства и  хитрить с  соблюдением законов означает лишать себя всяких перспектив. Это абсурд.

- Александр Иванович, вы пока юрист-единоличник. Это принципиальная позиция?

- Нет, время одиночек давно прошло. Просто мы не успели или не смогли перестроиться. Даже ведущие юридические конторы в нашей стране пока с  большой натяжкой можно назвать фирмами. По структуре своей они скорее напоминают организации отдельных юристов, своеобразный клуб по интересам. Общественное объединение полезно и выгодно - сужу по участию в  союзе антикризисных управляющих. Тут и спорить нечего, во всем мире профессиональные ассоциации играют огромную роль.  Без них там и шагу не ступишь. В США, например, они даже занимаются выдачей лицензий. Им действительно виднее, кто ее заслуживает. Вот и нам сегодня нужен некий единый фронт в отстаивании  корпоративных позиций. Поэтому в БелООЮХ вступать буду обязательно.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений