Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Приватизация
05.09.2003 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Ни большой, ни точечной

За 6 месяцев текущего года приватизационный план республики (430 млрд. BYR) выполнен только на 0,35%. "Подвел" "Белтрансгаз", который так и не был приватизирован, несмотря на большое желание сделать это...

За 6 месяцев текущего года приватизационный план республики (430 млрд. BYR) выполнен только на 0,35%. "Подвел" "Белтрансгаз", который так и не был приватизирован, несмотря на большое желание сделать это. Недобор, конечно, был бы меньше. За оставшееся время нам остается рассчитывать разве что на распродажу собственности убыточных и "мертвых" предприятий.

Анализируя итоги приватизации в стране, невольно задаешься вопросом: если все осознают необходимость преобразования госсобственности, то почему же этого не происходит? В 2002г. темпы роста объемов промышленной продукции на государственных предприятиях составили 3,4%, на негосударственных -- 4,6%. В 2002г. предприятия негосударственной формы собственности произвели 50,6% всего объема промышленной продукции. Как отмечает Минэкономики, "опережающие темпы роста объемов производства негосударственных коммерческих организаций обеспечиваются начиная с 1995 года. Так, пять лет назад они составили 117,8%, в том числе в акционерных обществах -- 113,7%, в то время как на государственных предприятиях в тот период темпы роста составили 106,1%". Надо отметить, что белорусская статистика не очень корректно разделяет государственный и негосударственных сектор. Чисто частных компаний гораздо меньше, но даже в таком виде цифры неумолимо указывают на преимущество частной формы собственности.

Динамика капитальных вложений также показательна. В 2002г. частные предприятия увеличили инвестиции в основной капитал на 1,2%, в то время как государственные снизили на 1,7%. При этом Минэкономики утверждает, что "такая тенденция прослеживается в течение последних восьми лет".

Качество управления предприятиями разных форм собственности определяется в первую очередь тем, сколько денег они зарабатывают. Данные Минэкономики не оставляют места для сомнений. "Удельный вес балансовой прибыли на 1 рубль основных фондов (без учета переоценки, проводимой в централизованном порядке) за прошлый год (2002г.) составил в государственном секторе 5,2 копейки, в частном -- 9,1 копейки, в том числе в акционерных обществах -- 13 копеек на 1 рубль основных фондов". В 2002г. доля госпредприятий в общем объеме балансовой прибыли снизилась с 68,2% до 60,2%. Доля акционерных обществ увеличилась на 6,1%. Получается, что государство управляет своим имуществом в два раза хуже, чем частный бизнес.

Минэкономики справедливо замечает, что в последние четыре года наблюдается общее снижение темпов развития экономики страны и снижение эффективности работы реального сектора. Если в 1998г. убыточными были только 12,5% акционерных обществ от их общего количества, а сумма их убытков составляла 13,4% всех убытков по стране, то в 2002г. -- 31,6% и 29,1% соответственно. Как того можно было ожидать, доля государственных убыточных предприятий увеличилась с 15,8% до 32,2%. Таким образом, в течение последних восьми лет госсектор развивался гораздо медленнее частного, меньше инвестировал и зарабатывал.

Отметим еще одну типичную для белорусской экономики тенденцию. В прошлом году, государственный сектор работал хуже частного. Но средняя зарплата в нем выросла на 68,2 тыс. BYR, составив 207,1 тыс., а на частных предприятиях она увеличилась только на 60,2 тыс. BYR. Вывод более чем странный: работаешь хуже -- получаешь больше?

Напомним, три года назад Совмин одобрил концепцию управления государственным имуществом в Республике Беларусь на 2001--2005гг., намереваясь при этом "повысить использование государственного имущества, оптимизировать структуры государственных объектов управления, совершенствовать управление государственными унитарными предприятиями, создавать благоприятные условия для привлечения инвестиций...". Время показало, что за привлекательными, но уже потрепанными лозунгами нет конкретных механизмов и инструментов выполнения этой программы. Или, по крайней мере, они почему-то не используются. Показателен в этом смысле пример со светлогорским "Химволокном". При проверке активов предприятия было обнаружено 500 (!) неучтенных зданий и сооружений, а при анализе результатов переоценки выявлено до 30% ошибок. При таком качестве калькуляции доверия к основному финансовому документу компании -- ее балансу -- быть не может.

С 1991г. в Беларуси было реформировано 3668 государственных объектов, из которых 946 -- республиканской собственности. Заметим при этом, слово "реформированные" далеко от понятия "приватизированное", т.е. нашедшее конкретного хозяина. 1575 объектов стали акционерными обществами, что в белорусских условиях равносильно формальной замене одних учредительных документов на другие с сохранением за государством всех полномочий. 723 объекта были выкуплены трудовыми и арендными коллективами, но сегодня данная форма разгосударствления не только чрезвычайно сложна, но и потенциально опасна, так как грозит судебными разбирательствами (не так оценили акции, не учли интересы государства, создали ненужную конкуренцию и т.д.). Всего 1370 объектов были проданы на аукционах и по конкурсу -- если сохранять и далее такие же темпы приватизации, то данный процесс закончится в Беларуси примерно в 2030г.

Продажа акций "Славнефти" и суета вокруг предприятий нефтехимии позволили Минэкономики заявить о том, что "в 2002 году процесс приватизации вышел на качественно новый уровень. В прошлом году в республике реформировано 179 объектов республиканской собственности. Создано 89 открытых акционерных обществ". Какое новое качество можно усмотреть в этом процессе, сказать сложно. Приватизация в Беларуси по-прежнему напоминает попытки наполнить 1000-литровую бочку чайной ложкой.

Можно, конечно, гордиться тем, что акционерными обществами в результате точечной приватизации стали "Нафтан", "Полимир", гродненский "Азот", бобруйский шинный комбинат, гродненское и могилевское "Химволокно", что в АО "Горизонт" вошли 5 самостоятельных республиканских УП и 5 "дочек" самого завода. Прорывом считается формирование одного ОАО из 25 предприятий "Белзооветснабпрома". Возможно, кое-кто и сейчас надеется, что именно в такие ОАО можно будет безболезненно "распихать" остатки неиспользованных приватизационных чеков "Имущество". А их на 1.06.2003г. осталось ни много ни мало чуть более 191 млн. (около 47% от общего количества).

Как отмечает Минэкономики, в 2002г. в республиканский бюджет от продажи своих акций государство получило 402,3 млрд. BYR и от продажи другого имущества -- 1,3 млрд. То есть за вычетом поступлений от "Славнефти" бюджет не получил практически ничего.

В 2002г. государство решилось на внесение в уставные фонды совместных предприятий имущества республиканской собственности на сумму 1,5 млрд. BYR (около 816 тыс. USD). Всего путем создания подобных структур Беларусь пополнилась иностранными и отечественными инвестициями на сумму 3,4 млрд. BYR, или около 2,1 млн. USD. К этому можно добавить, что в 2002г. совокупные инвестиции составили 4,2 трлн. BYR. Из них только 0,9% пришли из-за рубежа. За первое полугодие их доля сократилась до 0,8%.

Такова картина в стране с имущественной трансформацией. От массовой приватизации отказались. Большие заводы объявлены "национальным достоянием" и работают скорее на политический престиж и статистическое сохранение занятости населения, а не на получение прибыли. Точечная приватизация не получается: "точки" оказываются чересчур дорогими для инвесторов.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений