Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №49(2545) от 05.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

"Незавершенка" под прицелом

Как известно, "незавершенка", особенно сверх всякой меры, -- большое зло. В результате распыления финансов на долгострои снижается эффективность капитальных вложений, омертвляются материальные ресурсы, замедляется оборачиваемость средств, усиливаются инфляционные тенденции...
Как известно, "незавершенка", особенно сверх всякой меры, -- большое зло. В результате распыления финансов на долгострои снижается эффективность капитальных вложений, омертвляются материальные ресурсы, замедляется оборачиваемость средств, усиливаются инфляционные тенденции. Все это наносит значительный ущерб народному хозяйству. А значит, с этим злом надо бороться.

По данным статистики, на 1.01.2003г. в незавершенном строительстве находилось более 17 тыс. объектов, из них 8,3 тыс. производственные. Полностью законсервировано или приостановлено строительство на 3,7 тыс. объектов. В целом объем "незавершенки" оценивается на 4175 млрд.руб.

В незавершенном жилищном строительстве на конец 2002г. числился 4171 жилой дом общей площадью 2895 тыс.кв.м. Кроме того, около 1720 незавершенных строений (1800 тыс.кв.м общей площади) принадлежит индивидуальным застройщикам. Как правило, сроки возведения таких домов намного превышают нормативные. Наряду с отсутствием у большинства граждан необходимых финансовых средств в республике пока еще не отработаны экономические стимулы, которые побуждали бы индивидуальных застройщиков завершать строительство или отчуждать недостроенные дома.

Справедливости ради надо сказать, что работа по сокращению сверхнормативного жилищного строительства в республике ведется. Например, за 1998--2000гг. было достроено 1325 объектов-долгостроев, 766 было законсервировано, 180 -- перепрофилировано, продано или передано для завершения строительства другим организациям. И все же полностью реализовать программу сокращения сверхнормативной "незавершенки" (утв. постановлением Совмина от 2.06.98г. N 874) не удалось из-за отсутствия достаточных финансовых средств у застройщиков.

Постановлением правительства от 2003-03-21г. N 390 утверждена новая Программа снижения сверхнормативного незавершенного строительства на 2003--2005 годы, в которой ставится цель создать систему, стимулирующую экономическими и административными методами снижение объемов "незавершенки" и сокращение сроков сооружения объектов за счет концентрации финансовых, материальных и трудовых ресурсов на фиксированном количестве строек. На выполнении мероприятий Программы будут сконцентрированы средства различных источников финансирования: собственные средства застройщиков, банковские кредиты, средства республиканского и местных бюджетов, бюджетные и внебюджетные целевые фонды, иностранные инвестиции и другие источники. Причем по объектам коммунальной собственности, строящимся с государственной поддержкой из средств республиканского бюджета, должно предусматриваться равнодолевое участие местных бюджетов. Участие средств республиканского бюджета в финансировании объектов производственного назначения может осуществляться только на конкурсной основе и принципах платности и возвратности.

Реализовать Программу планируется в два этапа. На первом этапе пройдет перепись объектов незавершенного строительства с выявлением объектов со сверхнормативными сроками. Для формирования такой исходной информации в Программе определены критерии классификации не завершенных строительством объектов со сверхнормативными сроками по следующим группам:

I -- объекты, требующие завершения строительства в период до 2006г.;

II -- подлежащие консервации с завершением строительства за пределами 2005г.;

III -- подлежащие продаже с аукциона (или по конкурсу) или перепрофилированию;

IV -- подлежащие ликвидации (разборке с возможным повторным использованием строительных конструкций и материалов).

В I группу подлежат включению объекты социальной инфраструктуры, а также производственного назначения со строительной готовностью свыше 75%. Во II -- не завершенные строительством объекты социальной инфраструктуры со строительной готовностью от 30 до 75% и производственного назначения от 50 до 75%. К III группе должны быть отнесены не завершенные строительством объекты социальной инфраструктуры со строительной готовностью от 20 до 30%, не отвечающие мировым стандартам по оснащению, комфортности и другим параметрам. Объекты производственного назначения включаются в эту группу при строительной готовности от 25 до 50%, если они характеризуются неперспективными технологическими решениями, низкой конкурентоспособностью.

Затраты на консервацию объекта ориентировочно составляют 0,5% от общей стоимости строительства в действующих ценах, а затраты на оформление документации на продажу объектов, участие в конкурсе или аукционе -- примерно 0,1% от освоенной стоимости строительства в действующих ценах.

На основе переписи будут подготовлены отраслевые и региональные мероприятия с конкретными предложениями по каждому объекту (например: завершить стройку, законсервировать, продать или разобрать) и определением источников финансирования. На втором этапе реализации Программы на основе этих мероприятий должны быть разработаны и до 1 декабря с.г. утверждены правительством сводные мероприятия по снижению сверхнормативного незавершенного строительства.

В конечном счете намечается решить ряд важных задач. Прежде всего -- это создание системы мониторинга за строящимися, законсервированными и не завершенными строительством объектами, возведение которых приостановлено. На основе жесткого, как уже говорилось, стимулирования экономическими и административными методами необходимо достичь в целом по республике значительного сокращения количества не завершенных строительством объектов со сверхнормативными сроками строительства и тем самым существенно увеличить предложение на рынке недвижимости.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений