$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Бизнес-союзы

НЕЗАКОННАЯ ОГОВОРКА

18.09.2015

Несколько коммунальных предприятий Минска направили в адрес организаций-контрагентов требование о подписании приложения об антикоррупционной оговорке к ранее заключенным договорам. При этом, ссылаясь на соответствующее поручение председателя Мингорисполкома Андрея Шорца, коммунальные предприятия заявляют, что без оформления указанного приложения невозможна оплата выполненных работ по ранее заключенным договорам через Управление Государственного Казначейства.

Бизнес-союз предпринимателей и нанимателей им. профессора М.С.Кунявского (БСПН) считает, что данные действия коммунальных организаций незаконны по ряду оснований.

В частности, в соответствии с Гражданским кодексом (далее — ГК) юридические лица свободны в заключении договора, понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законодательством или добровольно принятым обязательством (ст. 391 ГК).

Статья 291 ГК устанавливает недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства и одностороннего изменения его условий, если иное не вытекает из законодательства или договора.

Таким образом, коммунальные предприятия допускают серьезное нарушение основополагающего законодательного акта, принуждая к заключению приложения к ранее заключенным договорам и угрожая неисполнением обязательства (оплаты выполненных работ) в случае отказа от подписания антикоррупционной оговорки. Законодательство РБ, в т.ч. Закон от 20.07.2006 № 165-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон № 165-З), а также его новая редакция от 15.07.2015 № 305-З, которая вступит в действие в январе 2016 г., не содержат требования включать в договоры антикоррупционные оговорки.

По мнению БСПН, предложенная коммунальными предприятиями редакция антикоррупционной оговорки не основана на законодательстве Беларуси и представляет собой текст неизвестного автора, взятый из интернет-ресурса. Указанный текст основан на англосаксонской правовой системе, где этические нормы возведены в норму права и служат основанием для привлечения к ответственности.

С юридической точки зрения данный текст не может влиять на ответственность сторон, так как не основан на нормах белорусского законодательства. Соответственно, руководитель организации не может нести в данном случае ответственность за партнеров, работников, посредников, аффилированных лиц и т.п. Поэтому такого рода оговорки несут в себе риски недействительности как противоречащие законодательным актам РБ.

Подобные оговорки влекут риск расторжения договора в одностороннем порядке со стороны госорганов по надуманным основаниям в целях взыскания несуществующих убытков, а это прямое противоречие нормам ГК.

В настоящее время у контролирующих органов достаточно мер для привлечения к ответственности взяточников и взяткодателей. Тогда как понуждение к заключению антикоррупционной оговорки и угрозы неоплаты выполненных работ по ранее заключенным договорам сами подпадают под действие ст. 20 Закона № 165-З и содержат признаки правонарушения, создающего условия для коррупции, считают в БСПН.

Соответствующие доводы с просьбой отменить неправомерные требования коммунальных организаций БСПН уже направил на адрес председателя Мингорисполкома А.Шорца. Кроме того, бизнес-союз намерен вынести ситуацию на рассмотрение Общественно-консультативного совета по развитию предпринимательства при Мингорисполкоме.