Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Бизнес-союзы
29.11.2016 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Незачет утилизационному сбору

Скоро минует 5 лет с того момента, как российские власти ввели правила реализации расширенных обязательств производителей и импортеров, именуемые для краткости «утилизационным сбором». Спустя 3 года этот сбор появился и у нас. Но весь комплекс проблем, вызванных утилизационным сбором, бизнес ощутил лишь в этом году. А потому все громче раздаются призывы если не отменить, то хотя бы изменить его.

Сколько бы ни уверяли власти, что введенный ими механизм служит для защиты экологии и соответствует мировой практике, предприниматели видят в нем, прежде всего, инструмент протекционизма и дополнительные, весьма обременительные расходы. Одной из проблем, связанных с взиманием этого платежа, по мнению БСПН им. М.С. Кунявского, является невозможность взаимозачета утилизационного сбора при отчуждении транспортных средств в пользу субъектов хозяйствования других стран ЕАЭС.

Несмотря на заявленный в Договоре о Евразийском экономическом союзе принцип свободного перемещения товаров, ввезенных и растаможенных на территории ЕАЭС, наши перевозчики вынуждены повторно уплачивать утилизационный сбор при покупке в России бывшей в употреблении импортной техники. В таком же положении оказываются и россияне, покупающие автомобиль у белорусских компаний, а также предприятия, желающие открыть дочернюю фирму в другой стране союза.

Например, если белорусский учредитель пожелает передать транспортное средство компании, открытой им в России, в качестве вклада в уставный фонд или в аренду, то при постановке машины на учет придется уплатить утилизационный сбор. В таком же положении оказываются и российские инвесторы, открывающие в Беларуси дочерние транспортные компании. Возникающие при этом дополнительные расходы достаточно велики, считают в БСПН, – они могут быть сопоставимы со стоимостью самого транспортного средства. Таким образом, данный платеж препятствует свободному перемещению не только товаров, но и капиталов.

Еще хуже приходится субъектам хозяйствования, желающим купить или продать бывшие в употреблении грузовые и специализированные автомобили. Отечественный сегмент этого рынка слишком мал, а потому приходится в основном рассчитывать на экспорт или импорт. Но необходимость уплаты утилизационного сбора делает продажу таких машин в другие страны ЕАЭС экономически нецелесообразной.

НАПОМНИМ, утилизационный сбор на импортные транспортные средства был введен Россией в 2012 г. как компенсационная мера на фоне снижения ввозных таможенных пошлин при вступлении в ВТО. Первоначально он не уплачивался при регистрации техники, ввозимой с территории других стран Таможенного союза, если та получила статус товара ТС. Однако с 1.01.2014 г. это исключение было отменено Федеральным законом РФ от 21.10.2013 № 278-ФЗ. В придачу с 1.01.2016 г. были увеличены ставки сбора на импортную коммерческую технику (тягачи, легкие автокраны, бетономиксеры и т.д.). Например, сбор составляет от 124,5 тыс. до 718,5 тыс. RUB за одно транспортное средство 2016 г. выпуска (в зависимости от массы), а на транспорт старше 3 лет – от 132 тыс. до 1,77 млн. RUB. При этом законодатели в Москве особо не скрывали, что принимаемые меры вводятся в интересах российских производителей – ГАЗа, КАМАЗа, УралАЗа и других. Заодно российские власти в этом году обложили утилизационным сбором сельскохозяйственную, строительную, дорожную и лесную технику, а заодно снегоходы, квадроциклы, мотовездеходы.

С 4 февраля т.г. выросли тарифы на утилизационный сбор и в Беларуси – на 65% для юридических и в 8,25 раза для физических лиц. Теперь размер утилизационного сбора в отношении основных видов транспортных средств, используемых в международных автомобильных перевозках, у нас и России в долларовом выражении почти одинаков. Различается лишь порядок уплаты. При этом транспортные средства, производимые на территории ЕАЭС, освобождаются от уплаты утилизационного сбора.

Теперь белорусский бизнес настаивает на изменении порядка взимания этого платежа как в нашей стране, так и у партнеров по ЕАЭС. На заседании Межведомственного Совета по внешнеторговой политике при Совмине 11 ноября согласно протокольной записи заседания Минпрому поручено подготовить проекты изменений в Указ от 4.02.2014 № 64 и постановление Совмина от 27.02.2014 № 172, которые регулируют уплату сбора в Беларуси. Одновременно Минтранс, Минфин и ассоциация «БАМАП» получили задание подготовить проект обращения Совмина к российским властям с предложением внести изменения в ст. 24.1 «Утилизационный сбор» федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ и в постановление правительства РФ от 26.12.2013 № 1291, регламентирующие порядок уплаты утилизационного сбора.

В БСПН надеются, что до конца года будут уточнены все детали и проекты соответствующих нормативных актов удастся рассмотреть на очередном заседании Межведомственного совета по внешнеторговой политике, после чего их вынесут на утверждение правительств двух стран.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by