$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

НЕВЗИРАЯ НА БАРЬЕРЫ

28.12.2010

Появится ли у ОАО «Брестское пиво» стратегический инвестор в результате развития партнерских отношений с украинским ЗАО «Оболонь», станет понятнее по мере того, какие результаты принесут совместные проекты розлива лицензионного пива. О перспективах такого сотрудничества узнали белорусские журналисты в ходе пресс-тура, организованного крупнейшей пивоварней в Европе, конкурирующей на мировом пивном рынке с Karlsberg International, INTERBREW UKRAINE, SABMiller.

Обычно вхождение глобальных корпораций на белорусский (и любой другой) рынок проходит через розничные торговые сети или приобретение профильных активов и создание лицензионных производств.

Сотрудничество ЗАО «Оболонь» и ОАО «Бресткое пиво» идет традиционным путем. Как рассказала директор по качеству украинской компании Валентина Микусевич, украинские специалисты провели технологический аудит «Брестского пива», проверили местную сырьевую базу, качество ингредиентов. На каждую варку лицензионного пива в Киев присылают образцы сырья. Весь техпроцесс и образцы разлитого пива строго контролируются. «Продукт поступает в продажу только после нашего одобрения», — подчеркнула В.Микусевич.

На таких условиях в Бресте по лицензии разливаются сорта «Десант» (выпущено более 100 тыс. дал) и «Огнетушитель» (25 тыс. дал в месяц), которые появились на полках магазинов в канун Нового года. «Оболонь» планирует экспортировать в Беларусь в 2011 г. лицензионное «Bitburger» (премиум).

Кто не успел, того съедают

Директор по ВЭД ЗАО «Оболонь» Сергей Кравец считает, что только время покажет, равен ли произведенный в Бресте продукт оригиналу. Успех, по его мнению, определяется качеством и скоростью внедрения новых продуктов. Если раньше в бизнесе большие «поедали» маленьких, то теперь — быстрые медленных. Остаться в числе «едоков» «Оболони» помогают системы менеджмента качества ИСО-9001, ИСО-13000 (экологичность производства), ИСО-18000 (охрана труда) и ИСО-22000 (обеспечение безопасности выпускаемой продукции).

В 2008 г. «Оболонь» сварила 108 млн. дал пива, в 2009 г. — 88 млн., в 2010 г. ожидается 100 млн. дал. 80% продукции идет на экспорт в 36 стран мира, причем без особых маркетинговых программ и раздутого рекламного бюджета. На украинском рынке доля компании в 2009 г. в производстве пива — 31,8%, слабоалкогольных напитков — 27%, безалкогольных — 13%, минеральной воды — 4,1%. Помимо киевского завода в компанию входят еще 6: в Бершади, Красилове, Севастополе, Ахтырке, Фастове и Коломые. Построен солодовенный завод в Хмельницкой области мощностью 120 тыс. т солода в год, который обошелся в 100 млн. EUR.

Экспансия на север

Поставки пива в Беларусь «Оболонь» развернула в 2005 г., и достаточно успешно. Доля продаж достигала 7%, но сейчас снизилась до 5%. «Белорусский рынок уверенно растет, и мы стараемся удержаться на завоеванных позициях, — комментирует С.Кравец. — Но приходится считаться с конкурентами — ОАО «Оливария» и «Лидское пиво».

Украинская компания заинтересована в постоянном присутствии на нашем рынке, действуя через дистрибьюторов. Директор «Оболони» по ВЭД в курсе всех проблем, сопутствующих продвижению. Наиболее неприятная из них — ограничение полочного пространства для импортных продуктов. «Это затрудняет движение к покупателю, — считает С.Кравец. — Демпинга у нас нет: с концерном «Белгоспищепром» мы в июне подписали меморандум, которым урегулированы условия поставок на белорусский рынок в рамках действующих требований лицензирования, а также ценовые обязательства по установлению минимальной отпускной цены на нашу продукцию».

«Потребителя нельзя заставить пить, например, молоко той марки, какую он не любит, — полагает С.Кравец. — То же самое с пивом. Поэтому мы готовы и дальше апеллировать к правительству, взывая к развитию рыночных отношений. Обратная сторона торговых барьеров — это отношение не только к иностранным компаниям, но и к соотечественникам».

Отношения с коллегами по цеху С.Кравец видит также вполне демократичными. «ТНК работают на всех рынках: у вас, у нас — это нормально, это стимулирует... Но посмотрите, там, где производство пива гораздо выше — в Германии, Чехии, Бельгии, с его потреблением почему-то не борются. Но вряд ли это из-за равнодушия к здоровью нации».

Эту мысль продолжил председатель совета ЗАО Сергей Блощаневич: «Страны, лидирующие в производстве пива, даже близко не имеют таких законов, какие издаются у нас в борьбе с его потреблением. Поэтому когда говорят о потенциальной вредности продукта, я замечаю, что все относительно: ведь если, к примеру, выпить на ночь 2 литра молока, это вряд ли пойдет на пользу. Но ограничивать потребление и рекламу пива легче, чем воспитать культуру его потребления».

«Мы должны сотрудничать в экономической сфере, — заявил С.Блощаневич. — Совместные проекты открывают границы, расширяют возможности общения». Однако разговор на пресс-конференции о проекте покупки «Оболонью» пакета акций ОАО «Брестское пиво» не состоялся. По словам С.Кравца, такие переговоры сейчас не ведутся, причем топ-менеджер сослался на недостаток полномочий развивать эту тему.

Импорт опыта

Но слухами полнится земля по обе стороны границы. Их подстегивает политика властей Беларуси по защите внутреннего рынка от импорта алкоголя. Выходом для зарубежных компаний, стремящихся сохранить белорусский рынок, может быть приобретение производственных мощностей в нашей стране. Да и нам есть что предложить. Например, ОАО «Брестское пиво» — второй по величине изготовитель пива в стране, уступающий лишь «Кринице». После преобразования в 2001 г. коммунального УП «Брестский комбинат безалкогольных напитков» в ОАО оно имеет уставный фонд 6,098 млрд. Br, разделенный на 2 032 683 простые акции номиналом 3 тыс. Br. Из них 89,24% принадлежит государству, 10,76% — физическим лицам. Производственные мощности «Брестского пива» позволяют изготавливать в год 4300 тыс. дал пива 15 сортов, 890 тыс. дал напитков, 700 тыс. дал плодового вина и 140 тыс. — виноградного, 6600 тыс. т солода. Выгодное предложение позволило бы государству уменьшить свое участие в капитале отнюдь не стратегического предприятия, продемонстрировав на деле верность курсу на приватизацию.

Впрочем, неизвестно, понравится ли нашим чиновникам перспектива партнерства с компанией, владельцы которой — миноритарии (1,1 тыс. нынешних и бывших работников ЗАО). Никто из менеджеров не располагает пакетом акций крупнее 10% уставного фонда. Наши же органы госуправления больше привыкли ориентироваться на привлечение крупного частного капитала в более персонифицированном виде.

Кстати, сотрудничество с «Оболонью» могло бы дать белорусам не только знакомство с технологией и удачным примером успешно развивающегося народного предприятия. У украинцев есть интересный опыт противостояния недружественному поглощению. Когда-то, в 2002 г., компания-посредник начала скупку акций «Оболони», предлагая цену в 5 раз выше номинала по заказу пивоваренной компании ЗАО «Сармат». Чтобы избежать поглощения, менеджерам «Оболони» пришлось предложить акционерам вдвое больше, а потом искать управу на захватчиков в суде — вплоть до конституционного. Сохранение независимости было делом хлопотным. Зато опыт борьбы и возросшая корпоративная культура и ответственность стали дополнительным преимуществом компании. Ее работники (они же — акционеры) с достоинством отмечают, что с момента преобразования в ЗАО у них ни разу не было задержек с выплатой зарплаты или дивидендов.

Оксана КУЗНЕЦОВА