Консультации
25.10.2005 5 мин на чтение
мин
Неурегулированный случай
Многодетная семья (трое несовершеннолетних детей) проживает в 2-комнатной квартире (55 кв. м) и состоит на квартирном учете в исполкоме...
Многодетная семья (трое несовершеннолетних детей) проживает в 2-комнатной квартире (55 кв. м) и состоит на квартирном учете в исполкоме.
По известному Указу Президента нам могут улучшить жилищные условия в течение года. И мы решили построить для старшей дочери (ей уже исполнилось 16) однокомнатную квартиру, но нам отказывают в предоставлении субсидии, хотя мы и стоим на очереди более 10 лет. Отказ мотивируют тем, что мы собираемся строить жилье меньше установленной нормы. То, что мы согласны сняться с квартирного учета, о чем заявили письменно, во внимание не принимается. Как же использовать имеющуюся у семьи льготу?
Семья Яцко, Минская обл.
Действительно, в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Совмина от 2002-04-30г. № 555, субсидия выделяется гражданам на строительство (реконструкцию) или приобретение благоустроенных жилых помещений (применительно к условиям данного населенного пункта), отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям и по площади не меньше минимальной нормы предоставления социального жилья (15 кв. м общей площади на одного члена семьи). И исполком обязан это предписание выполнять. Но это еще не вся вероятная причина отказа предоставить субсидию. По действующему законодательству многодетная семья в полном составе (а не ее члены в отдельности) имеет право на государственную поддержку при строительстве нового жилья по нормируемой общей площади (в данном случае: 5 х 20 = 100 кв. м). При этом для определения величины льготного кредита и субсидии учитывается имущественное положение, площадь того жилья, которое уже есть в собственности семьи.
Проще говоря, даже поверхностные подсчеты показывают, что в конечном итоге (что сейчас, что потом) обеспеченность данной семьи жилплощадью оказывается ниже всех нижних допустимых пределов (и 15 "социальных", и 20 льготируемых метров на человека). К тому же, как известно, льготный кредит у граждан, которые имеют на него право и улучшают свои жилищные условия, будучи собственниками жилья, при всех прочих равных условиях будет ниже, чем у тех, кто его в собственности не имеет. А чтобы такой кредит был предоставлен в полном расчетном размере, кредитополучатель должен при заключении с банком кредитного договора взять на себя обязательство продать свое прежнее жилье после ввода в эксплуатацию нового дома (квартиры), построенного (реконструированного) с использованием льготного кредита, и направить вырученные деньги (в сумме не ниже оценочной стоимости прежнего жилья) на досрочное погашение кредита. При невыполнении данного обязательства, напомню, Беларусбанк вправе досрочно взыскать льготный кредит в размере оценочной стоимости дома (квартиры), определенной органами регистрации и технической инвентаризации.
Кроме того, по законодательству письменные заявления граждан о согласии на снятие с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае постройки жилья меньше нормы не являются основанием для снятия с квартирного учета (ст.47 ЖК).
Следует также иметь в виду, что несовершеннолетняя дочь, для которой планируется построить однокомнатную квартиру, может быть принята на отдельный квартирный учет (в соответствии со ст. 42 ЖК) и стать самостоятельным субъектом жилищных правоотношений, но только с момента приобретения полной гражданской дееспособности, то есть согласно ст.20 Гражданского кодекса по достижении восемнадцатилетия. В случае, когда законодательством допускается эмансипация (ст.26 ГК) или вступление в брак до 18 лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает полную дееспособность с момента принятия решения об эмансипации или со времени вступления в брак.
Таким образом, если квартира будет строиться на всю многодетную семью (в данном случае 5 человек), ей в установленном порядке должны беспрепятственно предоставить льготный кредит в размере 95% стоимости нормируемого размера общей площади жилого помещения и одноразовую безвозмездную субсидию в размере 5% указанной стоимости.
Что же касается строительства для многодетных семей дополнительных жилых помещений (помимо тех, проживая в которых они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий и которые они хотят сохранить за собой), то порядок предоставления в этих случаях субсидий действующим законодательством не урегулирован. Споры, возникающие при предоставлении субсидии, рассматриваются вышестоящим местным исполнительным и распорядительным органом либо судом.