$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

НЕУЕМНЫЕ АМБИЦИИ ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ©

15.05.2012

Проект концепции государственной жилищной политики Республики Беларусь на 2012—2015 годы, вынесенный Совмином на общественное обсуждение, в очередной раз оживляет амбициозные планы по ускорению строительства жилья в стране. По планам, в 2015 г. его должно быть сдано в эксплуатацию не менее 9,5 млн. м2 против 4,2 млн. м2 в 2012 г. Правда, в отличие от прежних лет ставка в вопросах финансирования делается не на госбюджет, а на иные источники, и прежде всего на средства самих граждан, что в условиях неопределенных перспектив роста заработных плат ставит под сомнение достижение целей.

Авторы проекта обращают внимание на интенсификацию возведения жилья в 2006–2011 гг. — в эксплуатацию сдано 31,7 млн. м2, за счет чего жилищные условия улучшили 341,6 тыс. семей. В 2010 г. среди стран СНГ Беларусь заняла первое место по вводу жилья (699 м2 на 1 тыс. жителей) и второе — по обеспеченности жильем (24,6 м2 на человека). Результатом социальной политики стал тот факт, что 60% жилья за обозначенный период построено с поддержкой государства. Вместе с тем щедрые льготы привели к значительному росту числа граждан, ориентированных на решение квартирного вопроса исключительно в таком формате. Количество очередников увеличилось с 565 тыс. семей в 2006 г. до 849 тыс. в 2012 г. Помимо иждивенческих настроений, известно еще одно следствие такой политики, о котором проект концепции скромно умалчивает. Активное эмиссионное финансирование строительной программы стало одной из основных причин масштабного финансово-экономического кризиса в Беларуси в 2011 г., последствия которого полностью не преодолены и по сей день.

Кризис заставил трезво посмотреть на финансовые возможности страны в деле всеобщей «квартиризации». Впредь финансовую поддержку в виде льготных кредитов будут оказывать только отдельным категориям граждан. Сейчас воспользоваться ей согласно Указу от 6.01.2012 № 13 могут малообеспеченные и многодетные семьи, судьи и прокурорские работники, ветераны боевых действий и некоторые другие. Ожидается, что с принятием концепции только льготники смогут становиться на учет для улучшения жилищных условий, что ускорит движение очереди. Предполагается, что отстоять ее можно будет не более чем за 5 лет в регионах и за 7 — в столице. А наблюдать за своим движением к заветной цели граждане смогут on-line: для этого к 2014 г. запланировано создать единый электронный государственный реестр очередников.

Отказ от эмиссионного кредитования стройки заставляет обратиться к иным источникам. По планам правительства, в структуре финансирования возрастет доля средств организаций. Этому поспособствуют дополнительные налоговые льготы для тех, кто помогает своим работникам займами на строительство. Не менее 50% всей жилищной программы должны будут профинансировать сами граждане за счет своих средств, что, как ожидается, к концу пятилетки позволит приблизить объем строительства к заветным 10 млн. м2 в год. Белорусам обещают ускоренное и упрощенное предоставление земельных участков под индивидуальную застройку и расширение случаев применения налоговых вычетов на сумму расходов на строительство. Хотя, очевидно, что возрождение строительного бума будет зависеть не столько от скорости административных процедур и налоговых преференций, сколько от наличия свободных средств у граждан. Проект концепции ставит задачу создать условия, при которых стоимость 1 м2 жилья приблизится к среднемесячной заработной плате по стране. Напомним, сегодня на первичном рынке коммерческого жилья средняя стоимость составляет 800–1000 USD/м2. Поскольку возможности по снижению себестоимости строительства весьма ограничены, следует полагать, что именно столько, по планам правительства, белорусы должны в среднем получать к 2015 г. Не слишком ли оптимистичный прогноз, особенно если учесть текущие сложности и многочисленные внешние вызовы, стоящие в перспективе перед белорусской экономикой? Тем более что новейшая история Беларуси уже содержит не самый удачный опыт постановки целей по доходам населения и административного их достижения — критичным для экономики оказался куда более скромный 500-долларовый рубеж.

Еще одним источником финансирования должна стать ипотека. Для этого планируется внедрить механизмы обращения закладных, а для работы вторичного рынка кредитов создать Государственное агентство по ипотечному кредитованию. При этом регулятора, похоже, не очень беспокоит печальный опыт развития ипотеки в других странах. По крайней мере проект не содержит анализа рисков, которые в полной мере ощутили, например, США несколько лет назад именно в связи с ипотекой и сопутствующими финансовыми инструментами. Впрочем, нет и обещания обеспечить принудительный возврат банкам жилья в случае невыполнения своих обязательств кредитополучателями, без чего ипотека не заработает.

Некоторые сомнения вызывает и возможность массового внедрения системы строительных сбережений. Не самый удачный опыт пилотного проекта Беларусбанка вкупе с сильными инфляционными ожиданиями вряд ли будут стимулировать белорусов участвовать в многолетней накопительной системе, прежде чем они смогут получить необходимую сумму кредита.

Еще сложнее будет преодолеть иждивенческие настроения граждан, воспитанные государством в последние годы щедрыми и не всегда оправданными кредитными льготами. Многие все еще верят в возврат к прежним подходам финансирования жилищной программы, тем более что власти вновь создают для этого почву, намекая на возможность расширения в будущем категорий льготников.

Впрочем, правительство обещает услышать конструктивную критику по отношению к жилищной политике в Беларуси. На официальном сайте Совмина размещено обращение ко всем заинтересованным присылать свои предложения для доработки проекта концепции.

Алесь ГЕРАСИМЕНКО