$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Энергетика

НЕТРАДИЦИОННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В ЗАКОНЕ

18.01.2011

С принятием Закона от 27.12.2010 № 204-З «О возобновляемых источниках энергии» нетрадиционная энергетика обрела легитимность. Вода, ветер, солнце, биоресурсы получили статус полноправных энергоисточников, призванных содействовать развитию национальной экономики.

В Беларуси за ближайшую пятилетку доля собственных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в балансе котельно-печного топлива должна вырасти на 40% и к 2015 г. составить не менее 28%. Одним из главных факторов роста должно стать развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ). До сих пор это направление в национальной энергетической стратегии фактически оставалось без внимания, и лишь нефтегазовые трудности заставили к нему обратиться.

Принятие мер по увеличению объемов замещения закупаемых за пределами Беларуси ТЭР возобновляемыми энергоисточниками в Законе № 204-З определено в качестве приоритетного вектора государственной политики. «Мы очень ждали этого Закона, призванного дать толчок развитию в нашей стране ВИЭ», — прокомментировал заведующий отдела энергетики Научно-практического центра НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства, кандидат технических наук Александр Тимошук. Центр сегодня является одной из немногих в Беларуси организаций, имеющих опыт в сфере нетрадиционной энергетики, включая разработки по использованию биогаза, солнечной, геотермальной энергии. Правда, до выхода Закона эти разработки в стране заметным спросом не пользовались — из-за высокой стоимости и отсутствия господдержки.

В результате на зачаточном уровне развития находится, например, отечественная ветроэнергетика. Суммарная установленная мощность наших ветроэнергетических установок составляет 1,2 МВт. Между тем другие страны, прежде всего промышленно развитые и развивающиеся, активно осваивали альтернативную энергетику. В США, например, сегодня порядка 2% электроэнергии вырабатывают ветряные электростанции, чья мощность только в 2009 г. здесь увеличилась на 10 тыс. МВт. Настоящий ветряной бум наблюдается в Китае, где совокупная мощность ветряных электростанций увеличилась за последние 5 лет более чем на 100%, достигнув в 2010 г. 41,8 ГВт. Это вывело КНР на 1-е место в мире по использованию ветра в энергетике и позволило сохранить в стране более 30 млн. т угля, снизило выбросы углекислого газа в атмосферу более чем на 90 млн. т, заявил недавно генеральный секретарь Китайской ассоциации возобновляемой энергетики Ли Цзюньфэн. В 2011 г. Китай планирует увеличить совокупную мощность ветряных электростанций до 55 ГВт, а в 2015 г. — до 100 ГВт, вложив в развитие ветряной энергетики 1,5 трлн. юаней (227 млрд. USD).

В Германии массовый вывод на рынок энергии возобновляемых источников начался два десятилетия назад — с принятия закона о доступе к электросетям (1991 г.). В 2000 г. в ФРГ вступил в силу закон о поддержке ВИЭ, позволивший существенно увеличить их долю в национальной энергетике, улучшить технологии использования.

Наш Закон, кстати, тоже обещает содействие созданию и применению эффективных технологий, производству установок, генерирующих «зеленую» энергию. В ст. 11 закреплены важнейшие нормы по ее потреблению — гарантии подключения установок ВИЭ к государственным энергосетям и по приобретению государственными энергоснабжающими организациями выработанной на таких установках энергии.

Если Закон позволит запустить экономический механизм регулирования сферы альтернативной энергетики, стимулирующий ее развитие, то цель будет достигнута, считает А.Тимошук. Документ ориентирует органы госуправления на формирование в Беларуси благоприятной экономической среды для развития ВИЭ, в первую очередь путем проведения стимулирующей ценовой политики. Она касается цен на древесное топливо, иные виды биомассы, биогаз, используемые в качестве ВИЭ, а также тарифов на производимую из них энергию.

Эти тарифы в соответствии со ст. 20 Закона должны устанавливаться на уровне тарифов на электроэнергию для промышленных и приравненных к ним потребителей с присоединенной мощностью до 750 кВА с применением повышающих коэффициентов, дифференцированных в зависимости от вида возобновляемых источников энергии, в первые 10 лет со дня ввода в эксплуатацию установки по использованию ВИЭ. В следующие 10 лет будут применяться иные коэффициенты, также стимулирующие использование ВИЭ. Тарифные льготы Закон распространяет и на вводимые дополнительное оборудование и дополнительные мощности при модернизации.

Кроме того, Закон предписывает стимулировать инвестиционную деятельность в данной сфере путем создания благоприятных условий национальным и иностранным инвесторам, устанавливать налоговые льготы занятому в ней бизнесу. Предусматривается также возможность освобождения ввозимого в страну технологического оборудования, комплексов по производству, приему, преобразованию, аккумулированию, передаче «зеленой» электроэнергии от уплаты таможенных пошлин.

Чтобы исключить злоупотребления, связанные с необоснованным получением доходов, устанавливается ведение учета электроэнергии, полученной от ВИЭ. Согласно ст. 22 Закона подтверждение ее происхождения будет осуществляться путем сертификации. В сертификате, выдаваемом на 10 лет, должны быть указаны, в частности, вид ВИЭ, максимально возможное количество энергии, получаемой из данного энергоисточника.

Затраты на приобретение энергии из ВИЭ будут включаться энергоснабжающими госорганизациями в себестоимость производства электроэнергии. Закон обязывает их устанавливать в договорах с производителями равные для всех условия подключения к государственным энергосетям, а также обеспечивать прием всей предлагаемой энергии и ее оплату.

Судя по информации, полученной «ЭГ» в органах госуправления, принятие Закона уже вызвало практический интерес. В частности, по заказу правительства разрабатывается национальная программа по развитию ВИЭ на 2011–2015 годы. Проектом этой программы предусматривается строительство энергоисточников на местных видах топлива, биогазовых комплексов, ветропарков, гелиоустановок, тепловых насосов. Документ ориентирует реальный сектор на создание отечественных производств по изготовлению технологического оборудования для оснащения сектора альтернативной энергетики.

Михал СТЕЛЬМАК