$

2.1213 руб.

2.4235 руб.

Р (100)

3.2040 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

НЕТАРИФНЫЕ ПРЕДЕЛЫ ИНТЕГРАЦИИ

11.06.2010

Министерство иностранных дел Беларуси опубликовало на своем сайте информацию о применении ограничительных мер против отечественных товаров за рубежом. Оказалось, что в настоящее время таких мер насчитывается 28, в т.ч. 9 антидемпинговых и 5 специальных защитных. Наибольшее количество ограничительных мер применяет Россия (12 мер), Украина (6), ЕС (4), Индия и США – по две, Молдова и Кыргызстан — по одной.

Антидемпинговые и специальные защитные меры применяются в Украине в отношении древесно-волокнистых плит, искусственного меха, полотна ворсового, компрессоров (антидемпинговые), труб стальных, спичек (спецзащитные), в ЕС — по хлористому калию, карбамидно-аммиачной смеси, трубам стальным, в Индии — по акриловым волокнам и кордной ткани, в США — по стальной арматуре, Кыргызстане — по муке, Молдове — по сахару.

Напомним, недавно МЭРТ РФ опубликовало аналогичный документ о проблемах российских товаров за рубежом (см. «ЭГ» № 41, с.4), где значительная часть претензий адресована Беларуси. У нас тоже есть такой счет. Ограничительные меры, применяемые Россией, наносят наибольший экономический ущерб, что обусловлено объемом торговли и близостью экономических связей между нашими странами, полагают в МИД. Так, в России созданы неравные конкурентные условия для белорусских производителей, участвующих в тендерах системы государственных закупок. Существует ограничение доступа белорусских товаров к системе российских госзакупок в виде установления ценовых преференций в размере 15% только для поставщиков российских товаров. Эти преференции распространяются лишь на ограниченный перечень белорусских товаров.

Введены ограничения на доступ белорусской автомобильной и коммунальной техники, производимой в РФ, к закупке федеральными органами исполнительной власти и субъектами РФ с использованием субсидий. Существует запрет на распространение льготных условий кредитования в российских банках с субсидированием процентных ставок и приобретения сельхозтехники в лизинг. Данная мера относится к запрещенным в трактовке ВТО импортозамещающим субсидиям.

Применяются ограничения доступа белорусской авто- и сельхозтехники для реализации сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскохозяйственным потребительским кооперативам на условиях лизинга.

Действующая экспортная пошлина на нефть является особо весомым изъятием из режима свободной торговли, а взимание с 1.01.2010 г. вывозной таможенной пошлины на отдельные категории нефтепродуктов, поставляемые в Беларусь из России, нарушает положения международных обязательств РФ.

Внутренняя российская цена на газ существенно ниже цены на газ в Беларуси даже с учетом транспортных издержек. Это создает существенные ценовые преимущества для российских компаний и производимых ими товаров как на внутреннем, так и на белорусском рынке. По сути, это фронтальная субсидия всей российской экономике. Ограничением также является предоставление ОАО «Газпром» исключительного права на экспорт газа, что видится белорусам мерой нетарифного регулирования внешней торговли.

Процедура осуществления государственного ветеринарного и лабораторного контроля РФ за содержанием антибиотиков в белорусской продукции животного происхождения, а также отсутствием генно-модифицированных микроорганизмов и меламина организована таким образом, что создает технические барьеры по доступу белорусской продукции на рынок России.

Кроме того, в России существуют неравные условия по регистрации предельных оптовых цен на лекарственные средства белорусского и российского производства. Это снижает ценовую конкурентоспособность экспорта белорусских лекарств на российский рынок, т.к. новые условия устанавливают преференции для россиян.

Получается, что никакие интеграционные соглашения, заключенные в рамках СНГ, ЕврАзЭС, Союзного государства, Таможенного союза, не гарантируют ближайших соседей и союзников от взаимных претензий во внешней торговле. Возможно, вопрос экспортных пошлин на нефть будет решен одновременно с созданием ЕЭП. Хуже с ценами на газ. С одной стороны, «Газпром» объявил о переносе их «равнодоходности» для внешнего и внутреннего рынка на 2014 год, что, по сути, означает продление субсидирования российских потребителей. С другой стороны, цены на газ для Беларуси и сегодня существенно ниже, чем, скажем, для Украины или Молдовы, не говоря уже о Польше и других странах ЕС. Так что некоторая толика газовых субсидий перепадает и белорусам. Что касается фармацевтической продукции и сельхозтехники, то правительство РФ не скрывает своих мер по поддержке российских компаний в этой сфере. Причем ущемленными оказываются производители не только из Беларуси, но и любых других стран. Интересно, что все это не помешало России почти договориться с большинством стран — членов ВТО о вступлении в эту организацию.