$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Социум

Нет вопросов к конституционности «налога на тунеядцев»

15.03.2017

Конституционный Суд не намерен рассматривать вопрос о соответствии Декрета от 2.04.2015 № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» Конституции и о проверке конституционности и возбуждать производство по делу об исключении коллизий в правовом регулировании. Это возможно лишь в случае внесения соответствующего предложения уполномоченным органом.

В ответ на электронные обращения граждан высшая судебная инстанция страны 14 марта сообщила на своем сайте, что в силу части 4 ст. 116 Конституции и ст. 114 Закона «О конституционном судопроизводстве» предложение о проверке конституционности нормативного правового акта вправе внести в Конституционный Суд Президент, Палата представителей Национального собрания, Совет Республики Национального собрания, Верховный Суд и Совет Министров Республики Беларусь.

В нашей стране для граждан установлен косвенный доступ к конституционному правосудию. Граждане, полагающие, что их права, свободы и законные интересы нарушаются примененным в конкретных решении государственного органа или постановлении суда общей юрисдикции нормативным правовым актом, вправе обратиться с инициативой о проверке конституционности этого нормативного правового акта к вышеуказанным уполномоченным органам, наделенным правом внесения в Конституционный Суд таких предложений.

Рассматривать вопросы о конституционности нормативных правовых актов по собственной инициативе и на основании обращений граждан Конституционный Суд не уполномочен.

Таким образом, возбуждение Конституционным Судом производства по делу о проверке конституционности Декрета и дача заключения о его соответствии Конституции возможны только в случае внесения соответствующего предложения уполномоченным органом.

Порядок направления инициативных обращений уполномоченным органам для внесения соответствующего предложения в Конституционный Суд определяется главой 5 Закона «О конституционном судопроизводстве» (далее – Закон), а также законодательными актами, закрепляющими правовой статус органов, наделенных правом внесения в Конституционный Суд соответствующих предложений, и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

Обращения, содержащие информацию о наличии в нормативных правовых актах пробелов, коллизий и правовой неопределенности, рассматриваются Конституционным Судом в соответствии с главой 24 Закона и главой 10 Регламента Конституционного Суда.

В результате изучения вопросов, поставленных в обращениях, в соответствии со статьей 158 Закона, п.п. 49, 51 Регламента Конституционного Суда пробелов, коллизий и правовой неопределенности, имеющих конституционно-правовое значение и являющихся основанием для возбуждения Конституционным Судом производства по делу, не выявлено.

Конституционный Суд осуществляет обязательный предварительный контроль конституционности законов, принятых Палатой представителей Национального собрания и одобренных Советом Республики Национального собрания, – до подписания данных законов Президентом.

Оценивая конституционность законов, предусматривавших внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс (в части отнесения сбора на финансирование государственных расходов, введенного Декретом, к республиканским налогам, сборам (пошлинам)) и в КоАП (в части закрепления административной ответственности за неуплату или неполную уплату указанного сбора), Конституционный Суд пришел к выводу, что такое правовое регулирование основывается на положениях статей 56 и 133 Конституции и направлено на исполнение обязанности платить законно установленные налоги, пошлины и иные платежи. Уплата налогов, пошлин и иных платежей является безусловным требованием государства, вытекающим из конституционной обязанности каждого принимать участие в финансировании государственных расходов (статья 56 Конституции).

С решениями Конституционного Суда от 28.12.2015 № Р-1017/2015 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения» и от 29.12.2015 № Р-1026/2015 «О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» можно ознакомиться на Национальном правовом Интернет-портале www.pravo.by и на сайте Конституционного Суда.

***

Напомним, на совещании 9 марта Президент Александр Лукашенко распорядился  в течение 2017 года не взыскивать по декрету №3 сбор с тех, кто будет внесен в соответствующие списки. Тем, кто оплатил сбор в текущем году, сумма пойдет в зачет 2017 года, если они не будут работать. Тем, кто поступил на работу, глава государства пообещал вернуть деньги из бюджета. При этом он потребовал к 1 апреля определить списки тех, кто должен вносить платежи. Однако пока какие-либо изменения в декрет №3, по мимо тех, которые были внесены ранее, не появились.