$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Нет ведомства — нет и ресурсов

11.05.2007

Проблемы доступа к сырьевым ресурсам малых предприятий, по информации большинства исполкомов, вызваны… отсутствием у них ведомственной подчиненности. Тогда как субъекты хозяйствования, входящие в государственные концерны и министерства, имеют определенные преференции. Об этом говорится в письме Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявcкого (БСПН), направленном в Совет Министров по итогам изучения актуальной для частного бизнеса проблемы. Не так давно, к слову, эта тема поднималась и на заседании Совета по развитию предпринимательства (см. «ЭГ» № 26 за 2007 г.).

«Проработать» и представить свои предложения БСПН (совместно с облисполкомами) было поручено на декабрьском заседании Межведомственного совета по развитию экспорта.

Так, Брестский и Могилевский облисполкомы, частное унитарное предприятие «Белбудинтекс» отмечают неравные условия доступа к древесине. В соответствии с постановлением Совмина от 30.12.2004 № 1665 «О совершенствовании порядка реализации древесины в Республике Беларусь» древесина реализуется только в заготовленном виде, за исключением организаций концерна «Беллесбумпром», лесхозов и других юридических лиц, приобретающих древесину на корню на биржевых торгах.

При этом для ряда категорий субъектов хозяйствования древесина на корню отпускается по таксовой стоимости (организации концерна «Беллесбумпром», лесхозы), другим — по свободной цене, устанавливаемой по соглашению сторон биржевой сделки. Разрешить ситуацию Брестский облисполком предлагает созданием «резервного фонда» древесины, который распределялся бы между субъектами малого предпринимательства на конкурсной основе. Критериями отбора «победителей» конкурса могли бы быть показатели деятельности: создание новых рабочих мест, импортозамещение, экспорт продукции и т. д.

Витебский, Гомельский и Минский облисполкомы констатируют сложности с доступом к строительным материалам, хотя особых административных барьеров нет. Исполкомы считают целесообразным установить специальные квоты для субъектов малого предпринимательства на некоторые распределяемые материалы (цемент, кирпич, пиломатериалы, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, железобетонные изделия).

Могилевский облисполком предлагает выделять материальные ресурсы малому бизнесу с «привязкой» к удельному весу налоговых поступлений от этого сектора.

Закрепить нормативными правовыми актами резервирование для субъектов малого предпринимательства не менее 10% от общего объема государственного заказа и проведение специализированных конкурсов по его размещению предлагает Минский горисполком.

Комитет экономики Гродненского облисполкома сослался на Конституцию Республики Беларусь, статья 13 которой гарантирует субъектам хозяйствования равные условия независимо от форм собственности, а также предложил провести анкетирование среди субъектов малого бизнеса. Оно, к слову, проводилось в ноябре 2006 г. исследовательским центром Института приватизации и менеджмента. На вопрос «Ощущаете ли вы неравные условия ведения бизнеса по сравнению с государственным сектором?» положительно ответили 48,2% респондентов. Из них 35,2% отметили неравные условия по ценам на сырье, 27,9% — по доступу к государственным тендерам. Из других сфер деятельности, где ощущаются неравные условия, назывались: ставки арендной платы, отношение контролирующих органов, отсутствие льгот по налогообложению и другие.

Как отмечается в письме БСПН, еще в 1996 г. Указом № 262 «О государственной поддержке малого предпринимательства» правительству поручалось (п. 3.5) «в двухмесячный срок установить порядок получения объектами малого предпринимательства на конкурсной основе заказов на производство и поставку отдельных видов продукции (работ, услуг) для государственных нужд». Однако такой порядок до сих пор не разработан.

БСПН предлагает поручить Минстройархитектуры и Минэкономики рассмотреть возможность довести облисполкомам и Минскому горисполкому квоты на 2007-2008 гг. на распределяемые строительные материалы для субъектов малого предпринимательства. Минэкономики и МИДу совместно с облисполкомами, Минским горисполкомом и другими заинтересованными рассмотреть целесообразность и при необходимости внести предложения по выделению распределяемых ресурсов для производства экспортной продукции и продукции по импортозамещению, приравняв ее к продукции для государственных нужд (аналогично п. 3.5 Указа № 262).

«Лимитирование сырья и ресурсов в рыночной экономике, конечно, нонсенс, — прокомментировал ситуацию председатель БСПН Георгий Бадей. — Но учитывая специфику нашей экономики, предприятиям с этим приходится считаться и подстраиваться под систему, чтобы можно было работать и развиваться». Создавать же для этого министерство предпринимательства (которое уже было) — не выход, считает Г.Бадей. Создавать, по его мнению, необходимо рыночные условия для получения сырья всеми субъектами хозяйствования, расширять предложение, привлекать инвесторов в сферы, где производится недостаточное количество сырьевых ресурсов. И рынок сам все отрегулирует.

Дмитрий ЕРМАК