$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

НЕТ НАСТРОЕНИЯ©

09.12.2011

Экономическая конъюнктура в мире характеризуется резким снижением уровня оптимизма, замедлением экономического роста и падающими темпами создания рабочих мест. В частности, в период с июня по октябрь 2011 г. уровень предпринимательской уверенности упал до самого низкого уровня с начала финансового кризиса в 2008–2009 гг.

Таковы данные исследования The Pulse, проведенного по заказу аудиторской компании KPMG институтом Markit Economics в США, Японии, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Испании, Ирландии, Австрии, Нидерландах, Греции, Чехии, Польше, Бразилии, России, Индии и Китае.

Исследование основано на анкетировании около 11 тыс. предприятий промышленности сферы услуг, которым предлагалось поделиться своими предположениями относительно будущих условий ведения бизнеса. Опросы проводятся три раза в год: в феврале, июне и октябре.

Последние данные фиксируют падение настроения бизнесменов во всех европейских странах, за исключением Ирландии. По результатам октябрьского исследования The Pulse, более всего уверенность снизилась в Германии и Франции. В периферийных странах еврозоны также прогнозируется слабый рост, особенно в Греции. При этом мрачные настроения распространились по всей планете и затронули страны как с развитой, так и развивающейся экономикой.

«Компании по всему миру борются со всеобщей неопределенностью, которая ухудшает настроения предпринимателей во всех странах. Полученные данные указывают на то, что предприниматели по всему миру настроены крайне мрачно. В частности, значительное падение уровня настроений наблюдается в секторе промышленного производства, что отражает его чувствительность к изменениям в международных условиях торговли», — сказал Марк Гудберн, руководитель международного подразделения KPMG по оказанию консультационных услуг, комментируя результаты исследования.

Респонденты как в промышленности, так и в сфере услуг стран ЕС и БРИК сообщают о заметном снижении оптимизма — до самого низкого уровня с 2009 г.

Обеспокоенность относительно распространения негативных настроений из Европы в сочетании с дальнейшим ослаблением глобальной экономики также сказалась на ожидании роста в развивающихся странах. Заметно ухудшаются настроения в Китае, где наблюдается замедление внутреннего роста в результате мер по ужесточению политики, что делает китайские фирмы наименее оптимистичными в регионе БРИК.

«Хотя многие ожидали ухудшения настроений в еврозоне, но лишь некоторые предполагали, что снижение в странах с развивающейся рыночной экономикой и странах БРИК будет так велико. Однако следует отметить, что в Бразилии и Индии данная тенденция слегка приостановилась: определенная уверенность прослеживается в сфере услуг, и это хороший признак того, что внутренний спрос помогает этим рынкам пережить потрясения», — добавил М.Гудберн.

Наиболее оптимистично настроены компании США. Однако и здесь по сравнению с июнем уровень уверенности упал, особенно в промышленности. Это, по мнению респондентов, отражает экономическую неопределенность как в Штатах, так и в мире в целом.

По данным исследования, около 42% производителей ожидают роста объема производства в течение следующих 12 месяцев по сравнению с 15%, которые прогнозируют падение. Между тем согласно предыдущим опросам в июне 2011 г. около 55% респондентов прогнозировали рост и лишь 9% — падение, а в феврале — соответственно 61 и 8%. В сфере услуг приблизительно 44% компаний через год ожидают более высокого уровня активности, в то время как 10% прогнозируют снижение (в июне — 48% и 10%, в феврале — 55% и 9% соответственно).

Ожидая более медленного роста темпов деловой активности, компании уменьшили и планы по найму персонала. Хотя в целом ожидается рост занятости, по данным уже второго подряд исследования, темпы создания рабочих мест снижаются.