Нет денег для программы©
Правительство постановлением от 8.10.2013 № 892 снизило на 13% объем финансирования Государственной программы развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 года. Новая прогнозная стоимость программы, утв. постановлением Совмина от 29...Правительство постановлением от 8.10.2013 № 892 снизило на 13% объем финансирования Государственной программы развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 года.
Новая прогнозная стоимость программы, утв. постановлением Совмина от 29.02.2012 № 194, составит с учетом фактических затрат предыдущих лет 47,8 млрд. USD, в т.ч. капитальные вложения — 3,4 млрд., возврат кредитов — 1,4 млрд. USD. Основная корректировка пришлась на планы по строительству и реконструкции объектов Белорусской энергосистемы.
В соответствии с постановлением № 892 к 2016 г. на объектах ГПО «Белэнерго» должно быть введено 1871,3 МВт электрической мощности вместо 2241 МВт, как планировалось ранее, и выведено из эксплуатации 906 МВт неэффективных мощностей вместо запланированных прежде 1820 МВт. В ходе реализации Программы за 2,5 года в объединении модернизировано и введено в эксплуатацию 705,2 МВт генерирующих мощностей. К концу текущего года ожидается ввод в эксплуатацию еще 269,1 МВт. Энергоснабжающими организациями «Белэнерго» достигнуты снижение удельного расхода топлива на отпуск электроэнергии на 14,3 г у.т./ кВт·ч и экономия топлива в объеме 660 тыс. т у.т. к уровню 2010 г.
К 2016 г. планируются завершение строительства и ввод в эксплуатацию двух парогазовых установок на Лукомльской и Березовской ГРЭС мощностью 400 МВт каждая, парогазовой установки на РК-3 в Борисове (64 МВт), Полоцкой ГЭС (21 МВт). В целях увеличения объемов использования местных видов энергоносителей предусматриваются ввод мощностей на ряде котельных и ТЭЦ, а также строительство ГЭС общей мощностью 38 МВт.
Вывод из эксплуатации генерирующего оборудования будет осуществляться с учетом необходимости сохранения части действующих мощностей, выработавших нормативные сроки эксплуатации, в качестве резерва, требуемого для обеспечения надежности работы энергосистемы после ввода АЭС. Данные мощности предполагается использовать при необходимости в пиковом режиме либо аварийных ситуациях. Планируется обновлять и источники тепловой энергии. В частности, подлежат выводу из эксплуатации паровые котлы на Минской ТЭЦ-3, Могилевской ТЭЦ-2, Светлогорской ТЭЦ, Новополоцкой ТЭЦ, на котельных «Неман», «Орловская», «Шабаны».
В соответствии с постановлением № 892 ГПО «Белэнерго» установлено более жесткое задание по снижению до 2016 г. объема использования импортируемого природного газа с учетом вторичных энергоресурсов с 1,426 млн. т у.т. (1,26 млрд. м3) — до 2015 тыс. т у.т. (1,75 млрд. м3). При этом показатели экономии ТЭР и ожидаемое снижение удельного расхода топлива на производство электроэнергии по-прежнему составят 1,265 млн. т у.т. и 25–30 г у.т. / кВтЧч соответственно.
Из программы исключены планы ввода генерирующих мощностей на объектах, не входящих в ГПО «Белэнерго». Их развитие и финансирование определены скорректированными Республиканской программой энергосбережения на 2011–2015 годы, Государственной программой строительства энергоисточников на местных видах топлива в 2010–2015 годах, Национальной программой развития местных и возобновляемых энергоисточников на 2011–2015 годы.
Изменились планы правительства по реформированию «Белэнерго», которое должно было начаться в 2011 г. Сроки для наверстывания упущенного не устанавливаются, что позволяет и далее медлить с началом реформ. Переход на рыночные отношения и создание республиканского оптового рынка электрической энергии (мощности), равно как и разделение энергопроизводства по видам деятельности на производство, передачу, распределение и продажу электрической и тепловой энергии, лишь декларируются.
Не исключено, что все преобразования сведутся к некоторым преобразованиям структуры государственного монополиста. В частности, предусмотрена передача в его состав (подчинение) 12 электростанций высокого давления, в т.ч. Березовской и Лукомльской ГРЭС, Новополоцкой и Светлогорской ТЭЦ. Такое преобразование, согласно документу, будет способствовать централизации объемов амортизационных отчислений, обеспечению эффективности их использования. Это вряд ли поспособствует привлечению в отрасль частных инвестиций, в т.ч. иностранных. Впрочем, главные источники финансирования традиционные: собственные средства организаций — 1677,8 млн. USD, кредиты — 1873,4 млн., республиканский бюджет — 899,4 млн. USD. Кроме того, посильное участие поневоле примут все граждане республики: постановлением № 892 предусматривается поэтапное повышение возмещения населением затрат на оказание услуг по энергоснабжению до уровня не менее 60% к 2015 г. При этом по электроснабжению предполагается полностью ликвидировать перекрестное субсидирование. Население, согласно документу, обязано будет рассчитываться за потребленную электроэнергию по цене не ниже ее себестоимости для поставщика.
Иван МИХАЛЕВИЧ