$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Нет денег для программы©

22.10.2013

Правительство постановлением от 8.10.2013 № 892 снизило на 13% объем финансирования Государственной программы развития Белорусской энергетической системы на период до 2016 года.

Новая прогнозная стоимость программы, утв. постановлением Совмина от 29.02.2012 № 194, составит с учетом фактических затрат предыдущих лет 47,8 млрд. USD, в т.ч. капитальные вложения — 3,4 млрд., возврат кредитов — 1,4 млрд. USD. Основная корректировка пришлась на планы по строительству и реконструкции объектов Белорусской энергосистемы.

В соответствии с постановлением № 892 к 2016 г. на объектах ГПО «Белэнерго» должно быть введено 1871,3 МВт электрической мощности вместо 2241 МВт, как планировалось ранее, и выведено из эксплуатации 906 МВт неэффективных мощностей вместо запланированных прежде 1820 МВт. В ходе реализации Программы за 2,5 года в объединении модернизировано и введено в эксплуатацию 705,2 МВт генерирующих мощностей. К концу текущего года ожидается ввод в эксплуатацию еще 269,1 МВт. Энергоснабжающими организациями «Белэнерго» достигнуты снижение удельного расхода топлива на отпуск электроэнергии на 14,3 г у.т./ кВт·ч и экономия топлива в объеме 660 тыс. т у.т. к уровню 2010 г.

К 2016 г. планируются завершение строительства и ввод в эксплуатацию двух парогазовых установок на Лукомльской и Березовской ГРЭС мощностью 400 МВт каждая, парогазовой установки на РК-3 в Борисове (64 МВт), Полоцкой ГЭС (21 МВт). В целях увеличения объемов использования местных видов энергоносителей предусматриваются ввод мощностей на ряде котельных и ТЭЦ, а также строительство ГЭС общей мощностью 38 МВт.

Вывод из эксплуатации генерирующего оборудования будет осуществляться с учетом необходимости сохранения части действующих мощностей, выработавших нормативные сроки эксплуатации, в качестве резерва, требуемого для обеспечения надежности работы энергосистемы после ввода АЭС. Данные мощности предполагается использовать при необходимости в пиковом режиме либо аварийных ситуациях. Планируется обновлять и источники тепловой энергии. В частности, подлежат выводу из эксплуатации паровые котлы на Минской ТЭЦ-3, Могилевской ТЭЦ-2, Светлогорской ТЭЦ, Новополоцкой ТЭЦ, на котельных «Неман», «Орловская», «Шабаны».

В соответствии с постановлением № 892 ГПО «Белэнерго» установлено более жесткое задание по снижению до 2016 г. объема использования импортируемого природного газа с учетом вторичных энергоресурсов с 1,426 млн. т у.т. (1,26 млрд. м3) — до 2015 тыс. т у.т. (1,75 млрд. м3). При этом показатели экономии ТЭР и ожидаемое снижение удельного расхода топлива на производство электроэнергии по-прежнему составят 1,265 млн. т у.т. и 25–30 г у.т. / кВтЧч соответственно.

Из программы исключены планы ввода генерирующих мощностей на объектах, не входящих в ГПО «Белэнерго». Их развитие и финансирование определены скорректированными Республиканской программой энергосбережения на 2011–2015 годы, Государственной программой строительства энергоисточников на местных видах топлива в 2010–2015 годах, Национальной программой развития местных и возобновляемых энергоисточников на 2011–2015 годы.

Изменились планы правительства по реформированию «Белэнерго», которое должно было начаться в 2011 г. Сроки для наверстывания упущенного не устанавливаются, что позволяет и далее медлить с началом реформ. Переход на рыночные отношения и создание республиканского оптового рынка электрической энергии (мощности), равно как и разделение энергопроизводства по видам деятельности на производство, передачу, распределение и продажу электрической и тепловой энергии, лишь декларируются.

Не исключено, что все преобразования сведутся к некоторым преобразованиям структуры государственного монополиста. В частности, предусмотрена передача в его состав (подчинение) 12 электростанций высокого давления, в т.ч. Березовской и Лукомльской ГРЭС, Новополоцкой и Светлогорской ТЭЦ. Такое преобразование, согласно документу, будет способствовать централизации объемов амортизационных отчислений, обеспечению эффективности их использования. Это вряд ли поспособствует привлечению в отрасль частных инвестиций, в т.ч. иностранных. Впрочем, главные источники финансирования традиционные: собственные средства организаций — 1677,8 млн. USD, кредиты — 1873,4 млн., республиканский бюджет — 899,4 млн. USD. Кроме того, посильное участие поневоле примут все граждане республики: постановлением № 892 предусматривается поэтапное повышение возмещения населением затрат на оказание услуг по энергоснабжению до уровня не менее 60% к 2015 г. При этом по электроснабжению предполагается полностью ликвидировать перекрестное субсидирование. Население, согласно документу, обязано будет рассчитываться за потребленную электроэнергию по цене не ниже ее себестоимости для поставщика.

Иван МИХАЛЕВИЧ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях