Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
30.01.2015 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НЕСВОБОДА КАК СТАТЬЯ ЗАТРАТ©

Беларусь заняла 153-е место в очередном 20-м рейтинге экономической свободы, составленном Американским исследовательским центром «Фонд наследия» (The Heritage Foundation — HF) и газетой The Wall Street Journal. Анализ причин столь невысокой позиции способен дать ответ на часто задаваемый сегодня вопрос — почему у нас постоянно растут цены, а иные товары дороже, чем в Евросоюзе и окрестностях.

Беларусь заняла 153-е место в очередном 20-м рейтинге экономической свободы, составленном Американским исследовательским центром «Фонд наследия» (The Heritage Foundation — HF) и газетой The Wall Street Journal. Анализ причин столь невысокой позиции способен дать ответ на часто задаваемый сегодня вопрос — почему у нас постоянно растут цены, а иные товары дороже, чем в Евросоюзе и окрестностях.

Для белорусских бизнесменов, которым разрешение частично учесть в цене последствия очередной девальвации преподносят как «оттепель», весьма актуальным покажется определение фондом экономической свободы как «отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой». Степень свободы экономики эксперты HF рассчитывают по среднему арифметическому 10 показателей: свобода бизнеса, торговли, финансового сектора, инвестиций, труда, монетарная и фискальная свободы, гарантии прав собственности, размер бюрократического аппарата и степень защиты от коррупции. Таким образом, в «абсолютно свободной» экономике в итоге должно получиться 100 баллов, а там, где свободы нет, — ноль. Все страны мира, представленные в отчете, разделены на 5 условных групп: «свободные», «преимущественно свободные», «умеренно свободные», «преимущественно несвободные» и «несвободные». Составители Индекса считают, что между свободой экономики и успешностью ее развития есть взаимосвязь, которую можно наблюдать благодаря данному исследованию.

В целом за минувший год ситуация с экономической свободой в мире незначительно улучшилась, отмечается в докладе. Среднемировое значение Индекса в 2015 г. выросло на 0,1 пункта и составило 60,4 балла, что является самым высоким показателем за всю историю наблюдений (с 1995 г.). В мировом масштабе увеличение экономической свободы было обусловлено главным образом улучшением свободы торговли, денежно-кредитной свободы и свободы от коррупции. В 2015 г. исследование охватывает 186 государств, однако количественные показатели получили только 178. Остальным странам аналитики не смогли присвоить цифровых показателей из-за недостатка достоверной статистики.

В группу стран со «свободной экономикой» вошли Гонконг, Сингапур и Новая Зеландия, набравшие более 82 баллов. За ними следуют 32 «преимущественно свободные» страны, в т.ч. Австралия, Швейцария, Канада, Чили, Эстония, Ирландия, Маврикий, США, а также Литва (15-е место) и Грузия (22).

Подавляющее большинство стран традиционно разместилось в середине рейтинга. Это две группы, определяемые как «умеренно свободные» — от 60 до 70 баллов, к которым отнесена большая часть стран Евросоюза, а также Армения (52-е место и 67,1 балла), Казахстан (69 и 63,3), Кыргызстан (82 и 61,3), Азербайджан (85 и 61 балла). В группу «преимущественно несвободных» — от 50 до 60 баллов — отнесены страны БРИК: Бразилия (118-е место), Россия (143), Индия (128), Китай (139).

В группе из 25 «несвободных» стран находится и Беларусь, занимающая, как и год назад, 153-е место, хотя число баллов выросло с 48 до 49,8, что существенно ниже средних мировых и региональных уровней. Таким образом, мы всего на 0,2 балла не дотянули до уровня «преимущественно несвободных» стран и на столько же опередили соседей снизу — Микронезию и Лесото.

В этом году оценка свободы от коррупции в Беларуси улучшилась с 24 до 29 баллов, участия правительства — с 43,5 до 54,7, свободы труда — с 76,9 до 80,1, монетарной свободы — с 40,7 до 44,5, свободы торговли — с 80,8 до 81 баллов. В то же время, ситуация с фискальной свободой, по мнению составителей рейтинга, ухудшилась с 88,8 до 86,4 баллов, со свободой предпринимательства — с 75,2 до 72 баллов. Не изменилось положение дел с правами собственности (20 баллов), свободой инвестиций (20 баллов) и финансовой свободой (10 баллов). В основном такие оценки обусловлены чрезмерным государственным присутствием во многих отраслях, которое нивелирует динамику частного сектора и ведет к удорожанию инвестиций; нетарифными и бюрократическими барьерами, значительно увеличивающими издержки, непредсказуемым «ручным управлением», непоследовательностью в сфере регулирования, препятствующей привлечению инвестиций; отсутствием конкуренции, ведущим к постоянному росту цен и тарифов. Таким образом, в материалах рейтинга белорусское правительство может найти большую часть ответа на свой риторический вопрос: «почему цены на многие производимые в республике товары выше, чем на их аналоги в других странах?». Просто каждый элемент государственного регулирования, которое наша бюрократия в последнее время стремительно наращивает, влечет дополнительные издержки и риски для бизнеса, незримо присутствующие в цене любого товара или услуги.

Нижнюю часть рейтинга занимают страны, в которых экономические свободы подавляются, а Индекс экономической свободы не превышает 50 баллов. В этой группе, в частности, оказались Узбекистан (160-е место, 47 баллов) и Украина (162 и 46,9).

Замыкают список Венесуэла, Куба и Северная Корея, где никаких свобод, независимого суда и частной собственности нет вообще, а многие экономические показатели не могут быть измерены, так как международным организациям не разрешено собирать информацию.
 
Вадим ЛЕБЕДЕВ
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений