$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Нестройные аккорды гармонизации©

24.05.2013

О проблемах унификации налогового законодательства в рамках Таможенного союза, об опыте ЕС и выборе собственного варианта спорили представители государственных органов и бизнес-сообщества на круглом столе, организованном Советом по развитию предпринимательства в Республике Беларусь и Восточным комитетом германской экономики.

Открывая мероприятие, советник по экономическим вопросам Республиканского фонда содействия развитию предпринимательства Татьяна Быкова отметила, что отечественная налоговая система призвана помочь решению проблем конкурентоспособности белорусской экономики. Но фискальная гармонизация должна достигаться путем эволюции, считает начальник главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Дмитрий Кийко, — поспешные шаги здесь не нужны, тем более что структура экономик государств Таможенного союза существенно различается. Поэтому упор следует сделать не на выравнивании ставок, а на налоговом администрировании, электронном взаимодействии налоговых органов, прежде всего в отношении косвенных налогов.

Так, по словам Д.Кийко, подготовлены изменения в соглашение и протокол по косвенным налогам во взаимной торговле в Таможенном союзе, которые позволят не представлять пакет документов на бумажных носителях, что упростит применение нулевой ставки НДС. Но подтверждение уплаты налога партнером по сделке, отмены которого добиваются белорусские бизнес-союзы, останется. Чиновники уверены, что этого требует специфика НДС и необходимость исключить уклонение от его уплаты. Однако председатель БСП Александр Калинин уверен, что эта норма нарушает интересы белорусских субъектов хозяйствования, которые не должны зависеть от уплаты налога в российский или казахстанский бюджет. А.Калинин полагает, что было бы вполне достаточно подтверждения факта экспорта, как это принято в ЕС. Это подтвердил и выступивший на круглом столе исполнительный директор подкомитета Федерального объединения немецкой промышленности по вопросам международного налогового права Роланд Франке.

Не находит поддержки в министерствах и предложение о снижении ставки НДС в Беларуси. Д.Кийко полагает, что это не будет стимулом для экспорта, поскольку у нас применяется зачетный метод исчисления НДС. Гармонизация — это не просто установление одинаковых ставок налогов, а способ формирования общего рынка, считает начальник управления. В очередной раз он напомнил о разной доле НДС в бюджетах стран ТС: у нас этот налог составляет 30%, тогда как в РФ — 15,4%, в Казахстане — всего 10%. А поскольку за счет сырьевых платежей разницу Беларусь покрыть не может, то и ставка НДС останется прежней. В утешение Д.Кийко пообещал, что в перспективе в рамках ЕЭП может быть определен коридор с минимальными и максимальными ставками НДС. Похоже, «коридорный» метод гармонизации систем налогообложения может стать в ЕЭП едва ли не основным.

Впрочем, в отношении акцизов у чиновников иная позиция: ставки этого налога планируется значительно увеличить, чтобы исключить незаконное перемещение подакцизных товаров из-за существенной разницы в ценах. Правда, не совсем понятно, о каком незаконном перемещении идет речь, если таможенные границы сняты, а свободное движение товаров, услуг и капиталов — главная цель ТС и ЕЭП. Однако Россия сама планирует увеличить ставки акцизов (к 2021 г. примерно в 5 раз) и требует того же от Беларуси и Казахстана. В результате отечественной табачной отрасли, а возможно, и другим производителям, не говоря уже о потребителях, придется столкнуться с серьезными проблемами.

Д.Кийко признал, что россияне не в полной мере учитывают специфику и интересы Беларуси. Правда, по его словам, согласование ставок по наиболее «чувствительным» позициям и увеличение уровня цен на 15–20% не приведет к существенному дисбалансу отечественного рынка табачных изделий. Однако у нас на рынке доминируют свои марки сигарет, тогда как в РФ и Казахстане — мировые бренды.

Что касается прямых налогов, то здесь, считает Д.Кийко, проблема гармонизации пока не столь актуальна, хотя ставки по налогам на доходы и прибыль влияют на создание бизнеса и инвестиции. Поэтому можно ожидать снижения этих ставок (опять-таки в перспективе), поскольку, как выразился представитель Минфина Беларусь— это «плацдарм для крупных корпораций в целях выхода на рынки Таможенного союза». Впрочем, пока мы размышляем о том, как благоустроить этот плацдарм, ТНК благополучно выходят на российский и казахстанский рынки без белорусского посредничества — причем в весьма солидных масштабах.

Отечественный же бизнес по-прежнему пытается добиться снижения налоговой нагрузки, в т.ч. в части отчислений на социальное страхование, которые являются значительной нагрузкой для затрат нанимателя. Уменьшить их власти не собираются, уверяя, что возможности для этого ограничены, а вот вопрос о перераспределении нагрузки между работником и нанимателем обсуждается.

Проблемы фискальной гармонизации приходится решать и Евросоюзу, рассказал Р.Франке. При этом европейцы намерены не только унифицировать ставки налогов, но и ликвидировать лазейки для налоговых уклонистов — прежде всего, взяв под контроль оффшорные юрисдикции. Важное место занимает здесь совершенствование косвенного налогообложения. Например, в ЕС не требует подтверждения факта уплаты НДС: главное, чтобы у партнера был учетный номер плательщика, для чего делается запрос через он-лайн порталы. Однако такой вариант не устраивает наших налоговиков. По мнению начальника управления международного налогового сотрудничества МНС Аллы Сундуковой «нам надо точно знать, что товар находится за границей». Заметим, что, по-видимому, опыт ЕС нам не подходит потому, что там согласны мириться с некоторыми потерями для бюджета, чтобы не слишком затруднять работу бизнеса, тогда как у нас, напротив, власти скорее готовы обременить субъектов хозяйствования лишними требованиями, чем терпеть малейший урон для казны.

Впрочем, когда-нибудь позиции государства смягчатся и у нас. Пока же европейцы к 2015 г. планируют ввести «одно окно», при котором будет достаточно декларации о деятельности внутри Евросоюза и единственного платежа НДС в одной налоговой инспекции в какой-либо из стран ЕС, который затем распределят по всем остальным.

Р.Франке также отметил, что важными проблемами в Евросоюзе остаются трансфертные цены, предотвращение двойного учета убытков и налоговое регулирование процентов, в частности, отказ от взимания налога на доход с капитала между предприятиями при наличии квалифицированной (не менее 10%) доле участия. В ближайшее время будет переработана Директива о налогообложении процентов по направлениям ее применения в отношении процентов, выплачиваемым физическим лицам и предупреждения уклонения от уплаты налогов. О масштабе этой задачи свидетельствует тот факт, что если в 2010 г. налогами было «охвачено» 11,4 млрд. EUR выплат процентов, а в 2014 г. ожидается 12 млрд.

Р.Франке отметил, что твердой ставки отклонения цены сделки от рыночной при контроле трансфертного ценообразования, как это предусмотрено в белорусском законодательстве, в ЕС нет, тем более, что сравнивать цены, особенно по нематериальным активам, весьма сложно и многое зависит от «глазомера» проверяющих. Однако наши налоговики намерены придерживаться принятого в НК подхода и разбираться с налоговой базой, особенно по сделкам с недвижимостью. Правда сделать это тоже непросто, так что придется еще поучиться —тобы обеспечить равные условия налогообложения для всех плательщиков.

Валерия Герасимова


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях