$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Неснижаемые цены

21.05.2010

Для белорусских импортеров и продавцов лекарств, как, впрочем, и других товаров, очень важно обеспечить быструю оборачиваемость товарных запасов. Рынок зачастую требует от импортеров применения различных скидок, а в некоторых случаях — кардинального снижения цен вплоть до уровня, не обеспечивающего положительную рентабельность продаж. Однако реализация лекарственных средств с большим сроком годности ниже расчетных отпускных цен может вступить в противоречие с действующим законодательством.

Как известно, цены на импортные лекарственные средства в оптовой и розничной торговле в настоящее время формируются в соответствии с Указом от 11.08.2005 № 366 «О формировании цен на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику» (далее — Указ № 366) посредством сложения взимаемой оптовой надбавки и расчетной отпускной цены.

Последняя формируется посредством сложения контрактной цены, пересчитанной в белорусские рубли по официальному курсу Нацбанка, установленному на дату помещения товара под таможенный режим свободного обращения (при наличии таможенного контроля) или на дату поступления товара на склад покупателя, указанную в накладной (при отсутствии таможенного контроля), таможенных платежей, налога на добавленную стоимость в соответствии с законодательством, транспортных расходов по доставке товара. При этом в соответствии с подп. 1.5 Указа № 366 реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения, остаточный срок годности которых составляет менее половины основного срока годности, может осуществляться ниже расчетной отпускной цены или отпускной цены белорусской организации-изготовителя.

Между тем иногда импортеру по каким-либо причинам необходимо срочно реализовать отдельные лекарства, не дожидаясь истечения половины основного срока годности. При этом единственным выходом для минимизации убытков в будущем видится продажа товара по цене, сложившейся на рынке в данный момент, даже если она ниже расчетной отпускной цены импортера. Однако Указ № 366 не устанавливает возможность реализации лекарственных средств с остаточным сроком годности более половины основного срока годности ниже расчетной отпускной цены.

Напомним, что в целях ускорения оборачиваемости товарных запасов в стране постановлением Совмина от 9.12.2008 № 1903 (далее — постановление № 1903) было утверждено Положение о порядке реализации товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), определяемым с учетом конъюнктуры рынка на территории Республики Беларусь (далее — Положение). Действие Положения продлено до 1.01.2011 г. постановлением Совмина от 12.01.2010 № 23.

Казалось бы, импортеры лекарственных средств без ведомственной подчиненности могли бы смело воспользоваться п. 3 Положения, разрешающим таким организациям самостоятельно принимать в исключительных случаях решение о реализации товаров ниже цен приобретения в соответствии с их учредительными документами. Однако в случае коллизии между нормативными правовыми актами согласно ст. 71 Закона от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» субъекты правоотношений обязаны руководствоваться нормой акта, обладающего более высокой юридической силой. Наличие коллизии между Указом № 366 и постановлением № 1903 представляется спорным, но Минэкономики в своих разъяснениях по данной проблеме утверждает, что субъекты хозяйствования должны руководствоваться нормами именно Указа № 366, а не постановления № 1903. Следовательно, по мнению Минэкономики, реализация лекарственных средств со сроком годности более половины основного срока годности ниже расчетной отпускной цены будет противоречить действующему законодательству. Опасаясь штрафных санкций за нарушения в области ценообразования, субъекты хозяйствования вынуждены держать на складах лекарственные средства, которые могли бы успешно продать гораздо дешевле. Вряд ли рядовые потребители возражали бы против этого.

Хочется надеяться, что изложенную проблему реализации лекарственных средств все-таки удастся разрешить. В ходе недавнего совещания у Президента по актуальным вопросам развития отечественной фармацевтической отрасли было заявлено о недопущении взвинчивания цен на лекарства и максимальном удовлетворении спроса населения на медикаменты. Возможность реализации импортерами лекарственных средств ниже расчетной отпускной цены вне зависимости от срока годности будет в т.ч. способствовать решению поставленных задач. Не следует забывать, что доля отечественных лекарств на внутреннем рынке в настоящее время не превышает 20%.

Александр БОЯРКО, аудитор