$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

НЕРАВЕНСТВО «УПРОЩЕНКИ»

21.07.2015

Три недели назад вступили в силу изменения в Налоговый кодекс, запрещающие применять упрощенную систему налогообложения компаниям, которые контролируются одним лицом. Это заставило многих пересматривать принципы своей работы, менять бизнес-схемы, порядок учета и цены. Однако некоторые предприятия могут быть избавлены от таких хлопот, руководствуясь разъяснениями налоговых органов. О новых трактовках законодательства и их соответствии НК и Конституции рассказывает исполнительный директор БСПН им. М.С. Кунявского Жанна ТАРАСЕВИЧ.

Согласно подп. 5.7 п. 5 ст. 286 Налогового кодекса с 1 июля 2015 г. унитарные предприятия (за исключением унитарных предприятий ДОСААФ), собственником имущества которых является юридическое лицо, а также коммерческие организации, более 25% акций (долей в уставном фонде) которых принадлежит одной или в совокупности нескольким другим коммерческим и/или некоммерческим организациям, не вправе применять упрощенную систему налогообложения. Эта норма была включена в Закон от 30.12.2014 № 224-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь», но вступила в силу совсем недавно.

Между тем для некоторых субъектов хозяйствования государство, похоже, готово сделать исключение. Инспекции МНС г. Минска письменно разъясняют, что действие названной нормы налогового законодательства не распространяется на коммунальные унитарные предприятия (КУП) и они вправе по-прежнему применять упрощенную систему налогообложения. В письмах это объясняется тем, что имущество КУП находится в собственности административно-территориальной единицы и принадлежит таким предприятиям на праве хозяйственного ведения. По аналогичной причине, по мнению инспекций, вправе применять после 1 июля «упрощенку» ОАО, в которых более 25% акций находится в государственной собственности.

Однако нигде в налоговом законодательстве нет прямого указания о том, что действие норм подп. 5.7 п. 5 ст. 286 НК не распространяется на коммунальные и республиканские унитарные предприятия, созданные на основе государственной собственности, а также на ОАО, у которых более 25% акций принадлежит государству.

Может быть, все дело в том, что в налоговом законодательстве не указано, кого для целей подп. 5.7 п. 5 ст. 286 НК следует признавать юридическим лицом и коммерческими и некоммерческими организациями? Наверно, из-за такого пробела специалисты местных инспекций МНС полагают, что к первым не относится горисполком, а ко вторым — государственные органы?

Чтобы разобраться с этими понятиями, обратимся к гражданскому праву. В соответствии с ст. 38 Закона от 4.01.2010 № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» исполнительные и распорядительные органы являются юридическими лицами, а их структурные подразделения могут наделяться правами юридического лица в соответствии с законодательством. С другой стороны, согласно п. 5 ст. 113 Гражданского кодекса от имени административно-территориальной единицы права собственника имущества коммунального унитарного предприятия основанного на праве хозяйственного ведения, осуществляют соответствующие органы местного управления или уполномоченные ими государственные организации (т.е. юридические лица). В частности, в соответствии с п. 6 ст. 113 ГК собственник имущества принимает решение о создании унитарного предприятия, его реорганизации или ликвидации. Но тогда утверждение специалистов инспекций МНС о том, что действие подп. 5.7 п. 5 ст. 286 НК не должно распространяться на коммунальные унитарные предприятия, выглядит, на наш взгляд, неправомерным.

Государственные органы управления действительно не являются коммерческими или некоммерческими организациями. И если они напрямую являются учредителями ОАО и им принадлежит более 25% акций как юридическому лицу, а остальные акции распределены между физическими и юридическими лицами, то на такие организации, по мнению инспекции МНС, также не распространяется действие подп. 5.7 п. 5 ст. 286 НК. Но это означает, что с 1 июля частные компании и предприятия с долей государственной собственности оказались в неравных условиях. Это противоречит ст. 13 Конституции, согласно которой государство предоставляет равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

Понятно, что вступление в силу подп. 5.7 п. 5 ст. 286 НК невыгодно многим, в т.ч. как коммунальным УП, так и дочерним компаниям юрлиц, в частности, созданным в рамках реализации постановления Совмина от 4.02.2014 № 95 «О передаче отдельных вспомогательных функций, непрофильных (неосновных) и вспомогательных производств республиканских унитарных предприятий специализированным организациям». Но эти последствия следовало предвидеть год назад, когда разрабатывались изменения в НК. Теперь же требования законодательства нужно выполнять всем, а их интерпретации нуждаются в правовой оценке, в т.ч. с точки зрения ст. 13 Конституции.