Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Мнения
25.10.2002 16 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Неравенство опять будет прописано в законе о бюджете на 2003 год

(Окончание. Начало в N 79)

(Окончание. Начало в N 79)

II. РАСХОДЫ

Проект закона о бюджете на 2003 год свидетельствует о том, что государство не хочет показывать свою бухгалтерию. Мы, простые граждане и даже депутаты Палаты, не будем иметь возможности проконтролировать, куда и насколько эффективно тратятся общественные деньги.

Если предложенный вариант закона будет принят, республиканский бюджет был и останется лишь одним из источников финансирования многих программ чиновников республиканских и местных органов власти.

Предложенный вариант расходования средств республиканского бюджета-2003 в размере 6,55 трлн. руб. имеет ряд особенностей, но большинство положений повторяют основные параметры бюджетов предыдущих лет. Сохраняются основные целевые программы, доминирование государственных капитальных вложений, перечень "защищенных расходов по отдельным статьям" на 2003г. Среди них на первом месте стоит зарплата и "начисления на заработную плату". Статус "защищенных" не помешал предприятиям на начало сентября накопить задолженность перед рабочими в объеме 88,6 млрд. руб., что составляет 15,1% месячного фонда ЗП. На 1.01.2002г. этот долг составлял всего 3,3 млрд. руб.

Еще большие проблемы у фонда социальной защиты, который в 2002г. начал испытывать хронические трудности со сбором средств. Так что социальная направленность бюджета в этом случае явно не выполняется.

Статья 22 устанавливает среднереспубликанский норматив бюджетной обеспеченности по отраслям непроизводственной сферы (кроме здравоохранения) в размере 226780 руб. В 2002г. было 225785 руб., т.е. с учетом инфляции денег на следующий год будет меньше. В программе социально-экономического развития Беларуси на 2001--2005гг. одним из приоритетов названа наука. Проект же бюджета 2003г. снижает нижнюю границу общих затрат на научную деятельность до 2,8% (было 3%). Если остальные образовательные и инновационные проекты будут финансироваться так же, как и строительство Национальной библиотеки, то бюджетные ассигнования можно будет снизить еще больше.

Легализация министерств- предпринимателей

Министерства промышленности и энергетики сумели пролоббировать то, о чем мечтает каждое структурное подразделение Совета Министров: будучи органами государственного управления с соответствующими полномочиями эти госструктуры внесли предложение начать работать по принципу самофинансирования. Статья 19 проекта закона о бюджете на 2003г. устанавливает, что эти государственные структуры осуществляют финансирование расходов своих центральных аппаратов "за счет средств от предпринимательской деятельности их подчиненных организаций с отнесением суммы расходов на себестоимость продукции (услуг)".

Это ноу-хау правительства на 2003г. заслуживает особого внимания. Вместо того чтобы помогать предприятиям проводить реструктуризацию, министры вышеупомянутых министерств будут, в первую очередь, думать о том, как обеспечить зарплату своим подчиненным, коих в центральных офисах не так мало. Значит, им будет позволено еще больше вмешиваться в производственную, торговую и финансовую политику предприятий. У них еще больше усилится мотивация не проводить приватизацию. Кто же будет сознательно сокращать базу поступления средств на содержание своего центрального аппарата? Наделение органов госуправления правом заниматься коммерческой деятельностью -- это нарушение базовых принципов цивилизованного государственного устройства.

Межфондовый расклад

В расходной части бюджета-2003 опять сохраняется неясность в отношении того, какие конкретно расходы финансируются бюджетами разных уровней. Согласно статье 21 фонд финансовой поддержки административно-территориальных единиц получит часть НДС, налогов на доходы и прибыль, "поступлений от продажи принадлежащих государству акций, другого имущества, зачисляемых в доход республиканского бюджета, в размере 30,7%" (в 2002г. было 23,2%). Зачем создавать отдельный фонд, чтобы передать деньги на местный уровень? От количества бюджетных, внебюджетных, целевых и не совсем целевых фондов в Беларуси просто рябит в глазах. Никто их по-настоящему не контролирует, не анализирует их эффективность или помощь в инвестиционной активности. Зато через данные структуры очень легко лоббируются интересы отдельных предприятий, отраслей или регионов.

Самым сильным лоббистом закона о бюджете на 2003 год остается сельское хозяйство. Помимо широкомасштабных проектов по оказанию прямой и косвенной помощи колхозам и совхозам, Минсельхозпрод получает в свое распоряжение доходы республиканского фонда поддержки производителей с/х продукции, продовольствия и аграрной науки. В отличие от общих доходов и расходов бюджета, социальных статей, разработчики предусмотрели реальное увеличение средств в данном фонде даже при инфляции 45%. В 2002г. здесь было предусмотрено 300,4 млрд. руб., на 2003г. -- уже 447 млрд., а вот республиканский дорожный фонд при номинальном увеличении доходов до 446 млрд. в реальном выражении (при инфляции 45%) получит меньше. Удивляет объем средств на 2003г. в фонде содействия занятости. При стремительном росте безработицы, нарастании напряжения на рынке труда фонд получит только 100,43 млрд. руб., что сохранит чрезвычайно низкий уровень пособий по безработице и невозможность финансирования программ по переподготовке рабочих. При номинальном увеличении доходов фонда "Энергосбережение" до 166 млн. инфляция наверняка сократит реальную стоимость этих денег. Интересно реагирует Минфин на жесткие требования с/х лоббистов. При утверждении бюджета он соглашается на выделение огромного количества ресурсов на село, а в течение финансового года просто не дает им деньги, спасая, по сути дела, десятки миллионов долларов от инвестирования в колхозно-совхозную систему.

Самые дешевые деньги -- Минфину

Минфин, который отвечает за подготовку проекта бюджета, не мог не сохранить чрезвычайно выгодную для себя и убийственную для экономики статью 32.3, согласно которой суммы выданных в 2002г. Национальным банком РБ кредитов "на финансирование дефицита республиканского бюджета" обслуживаются Нацбанком под 6,5% годовых, "в том числе кредитов, использованных Правительством Республики Беларусь на жилищное строительство, обслуживание которых осуществляется без взимания процентов". Мало того, что наличие данного положения в законе о бюджете создает постоянную угрозу стабильности национальной валюты, так оно еще гарантирует работу Минфину в режиме чрезвычайно мягких бюджетных ограничений. Если Минфин не может организовать эффективное наполнение бюджета и обеспечить соблюдение финансовой дисциплины, почему Нацбанк, обесценивая наши рубли, должен давать ему деньги под явно отрицательный процент? Почему предприятия получают кредиты под 50--60%, а Минфин под 6,5% при постоянно ухудшающихся показателях фискальной политики? В Беларуси дешевые ресурсы получают не те, кто лучше работает, а те сектора, которые на протяжении последних 3 лет балансируют на грани устойчивой неплатежеспособности. Хотя статья 33.2 и ограничивает размер прироста гарантий, предоставляемых правительством по кредитам, выдаваемым банками юридическим лицам республики, 0,3% ВВП, а предельный объем гарантий предусмотрен в размере 100 млрд. руб. (новости бюджета-2003), это не делает банковскую и финансовую систему Беларуси более устойчивой и ликвидной. Ведь для получения от подчиненных банков нужных финансов можно лишь умело использовать административный ресурс или просто увеличить уставный фонд "Беларусбанка" за счет новой эмиссии акций.

Коммерсанты "в законе" о бюджете

Статья 35 является одной из самых разрушительных для фискальной политики государства (в бюджете-2002 это была статья 34). Она дает право различным структурным подразделениям не включать получаемые ими средства в республиканский бюджет. Минфин в очередной раз не сопротивляется превращению десятков государственных подразделений и структур в коммерческие предприятия, которые работают на казенные ресурсы в закрытом для контроля и проверки эффективности режиме. К ним относятся: 1) МВД, Министерство обороны, КГБ, Государственный комитет пограничных войск "от реализации материально-технических ресурсов, объектов недвижимости, сдачи вторичных ресурсов, оказания платных услуг"; 2) органы и учреждения уголовно-исправительной системы МВД, а также "25% сумм, удерживаемых с лиц, осужденных к исправительным работам по приговору судов, на развитие материальной базы и техническое оснащение уголовно-исполнительных инспекций"; 3) органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям МЧС "от оказания платных услуг, а также средств, получаемых в результате сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности"; 4) департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике МЧС; 5) департамент контроля качества образования Министерства образования "за проведение аккредитации учебных заведений"; 6) Комитет лесного хозяйства "на реализацию проекта развития лесного хозяйства"; 7) государственные нотариальные конторы; 8) инновационные фонды (в 2003г. новостью будет предоставление права образовывать инновационные фонды не только "республиканским органам управления, структурным подразделениям областных и местных и Минского исполнительных комитетов", но и Национальной академии наук. А денег у них будет немало. Они получат 0,25% от себестоимости товаров (работ, услуг) находящихся в их подчинении юридических лиц и хозяйственных обществ); 9) внебюджетный фонд развития строительной науки "0,7% от стоимости строительно-монтажных работ (услуг) с отнесением начисленных средств на себестоимость"; 10) фонд стабилизации Минсвязи; 11) Комитет по материальным резервам при Совете Министров "от оказания платных услуг юридическим лицам по временному хранению товаров и за заимствование материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов"; 12) Министерство спорта и туризма в плате "пожертвований юридических и физических лиц... спонсорских средств"; 13) консульские службы в загранучреждениях "за оказание консульских услуг".

Вот вам ответ на вопросы, почему при каждом министерстве и концерне создаются инновационные фонды, почему белорусские визы -- одни из самых дорогих в мире, почему и строители, и связисты, не говоря уже о пожарниках, покорно поддерживают любые начинания власти. Ведь каждый из тех, кто принимает решения в данных подразделениях, имеет возможность побыть чуть-чуть коммерсантом и не "светить" в республиканском бюджете приличные суммы денег. До сих пор широкой общественности не известно, насколько эффективно управляют вверенными им активами коммерсанты в погонах. Аналитики не могут сказать, что за высокими заборами и грифами "секретно" и "ДСП" реализуются выгодные для белорусского государства, просчитанные бизнес-проекты. Два года подряд Палата представителей не может ничего поделать с данной статьей. Дискуссии по ней будут одной из лакмусовых бумажек по определению силы как Палаты представителей Национального собрания и Совета Республики, так и степени уверенности в своей политике органов исполнительной власти.

Вместо Указов -- согласования?

Правительство по-прежнему хочет получить возможность в любое время корректировать принятый законодательной властью бюджет. Так статья 37 гласит: "Разрешить Совету Министров Республики Беларуси или по его поручению Министерству финансов вносить изменения в доходы республиканского бюджета". Правительство хочет оставить за собой право проводить секвестр незащищенных статей бюджета, если не будет хватать денег, а также "при необходимости использовать средства, поступающие в республиканских бюджет в иностранной валюте, а также осуществлять покупку, продажу иностранной валюты".

Такого положения в бюджете-2002 не было. С чего это вдруг Минфин при высоком росте ВВП вдруг заговорил о возможности бюджетного кризиса? В проекте бюджета на 2003г. симптоматично еще одно незначительное, на первый взгляд, но далеко идущее изменение. Статья 37 Закона о бюджете 2002г. однозначно устанавливала, что "нормативные правовые акты, влекущие дополнительные расходы сверх средств, предусмотренных в республиканском бюджете в 2002 году, принимаются Президентом Республики Беларусь". В проекте на 2003г. статья 38 описывает правила проведения секвестра при "снижении поступлений доходов в республиканский бюджет". Данная болезненная финансовая операция проводится Советом Министров "по согласованию с Президентом Республики Беларусь".

По сути дела, это значит, что все секвестры бюджетов будут проводиться не указами Президента, а просто постановлениями Совмина. С чего это вдруг глава государства решил поделиться с правительством частью своих полномочий, причем политически очень неприятных?

Сейчас подготовленный в правительстве проект бюджета-2003 находится на согласовании у Президента. Характер изменений, внесенный в первоначальный проект разными структурами, будет свидетельствовать о том, насколько они четко диагностируют ситуацию и способны брать на себя ответственность за принятие трудных решений.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений