Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Проекты
22.10.2002 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Неравенство опять будет прописано в законе о бюджете на 2003 год

В правительстве завершается работа над проектом этого документа Совет Министров практически завершил работу над проектом закона "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год". Однако создается впечатление, что за горячими спорами о долях процентов, вып...

В правительстве завершается работа над проектом этого документа

Совет Министров практически завершил работу над проектом закона "О бюджете Республики Беларусь на 2003 год". Однако создается впечатление, что за горячими спорами о долях процентов, выполнении прогнозных цифр в правительстве подзабыли о серьезном бюджетном кризисе, о критическом состоянии как государственных, так и корпоративных финансов.

I. ДОХОДЫ

Вместо реальности -- благие пожелания

Правительство предложило утвердить расходы республиканского бюджета в сумме 6,55 трлн. рублей, а доходы -- 6,06 трлн. Предельный дефицит бюджета намечен в размере 494 млрд. рублей. По сравнению с текущим годом (с учетом дополнительных 337,4 млрд. рублей, на которые планируется увеличить данную статью бюджета) расходы в номинальном выражении предполагается увеличить на 1,98 трлн. рублей. При годовой инфляции в 2003 году 45% реальные расходы бюджета по сравнению с 2002 г. даже уменьшатся. Как выполнять при этом указания Президента о росте реальной зарплаты и пенсий, о выплате компенсации населению расходов на ЖКУ и услуги здравоохранения? Это официальные лица предпочитают не комментировать.

За 7 месяцев т.г. недоимка по доходам и поступлениям практически удвоилась, составив 191,8 млрд. руб. Недобор прямых налогов приобрел устойчивый характер. За январь -- июль 2002 года по налогу на прибыль было получено лишь 42,4% от годового плана. Не получается выполнить план и государственным целевым бюджетным фондам. Кроме средств Нацбанка и "добровольного" размещения среди банков и крупных предприятий ГКО, Минфин не выходит с предложением об активизации иных источников финансирования государственных расходов. Доходы в номинальном выражении на следующий год будут больше, чем в 2002, на 1,92 трлн. Это при запланированном росте ВВП на 7%, инфляции -- 18--22%, т.е. 1,4--1,8% в месяц, и при обменном курсе 2250--2350 руб. Динамика показателей уходящего года, объем нерешенных проблем, наличие ликвидных активов, ресурсов и политической воли их решать позволяют поставить под сомнение расчеты всего бюджета.

Год назад фискальный оптимизм привел к тому, что в законе о бюджете 2002 г. появилась ст.14 о принятии мер по привлечению дополнительных 500 млрд. руб. Но она так и остается невыполненной. Наверное, поэтому статья исчезла из проекта бюджета на следующий год. Процентные пункты в разных индексах могут быть скорректированы, но это не изменит содержания экономической политики. В последнее время, когда погоня за ростом ВВП превратилась в гонку, бессмысленную для экономики, но гарантирующую сохранение рабочего места чиновнику, легализована еще одна порочная и деструктивная практика: нет денег в бюджете -- подключается административная система добровольно-принудительного сбора средств с предпринимателей и юридических лиц вне зависимости от формы собственности.

В 2002 г. утвержденный предельный дефицит бюджета 344,75 млрд. руб. был увеличен на 90,2 млрд. руб. На 2003 г. этот показатель запланирован на уровне 494 млрд. руб., что в реальном исчислении означает его уменьшение. Когда есть возможность не платить по предусмотренным в бюджете статьям, то выполнение и этого показателя не составит для Минфина труда. Кого наказали за то, что за 7 месяцев промышленность, энергетику и строительный комплекс профинансировали только на 40,2% от годового плана, а сельское хозяйство -- на 36,7%? Может, оно и к лучшему, что государственные инвестиции не идут в убыточные проекты, но зачем же тогда записывать такие статьи в закон о бюджете?

Больше денег регионам

При большой схожести бюджета 2002 г. и проекта на 2003 г. следует отметить ряд положений, которые отражают происходящие в экономике страны процессы. Правительство не пошло на серьезную налоговую реформу, решив оставить в бюджете все основные налоги и сборы. Предложены лишь корректировки по мелочам. К примеру, в 2002 г. свободные экономические зоны оставляли себе 100% НДС. В 2003 г. 50% данного налога будут зачисляться в местные и республиканский бюджеты. Чрезвычайный налог и отчисления в фонд содействия занятости будут снова платиться одним платежом, только вместо распределения 75% -- в счет чрезвычайного, 25% -- в счет фонда содействия занятости Совмин предложил 80%/20%. От его уплаты освобождаются 13 категорий плательщиков. Прошлогодний список расширился за счет "предприятий исправительных колоний и лечебно-трудовых профилакториев Министерства внутренних дел Республики Беларусь".

Распределение между центром и регионами денег от уплаты акцизов, НДС, налогов на доходы и прибыль юридических лиц подтверждает серьезный кризис местных финансов. Бюджет этого года имеет серьезный крен в пользу Могилевской области. На 2003 г. центр предполагает выделить областям еще больше денег, но не всем.

Республиканские власти намерены отдать регионам аж 20% акцизов на автомобильное топливо (кроме импортированного). В бюджете-2002 этого нет. По НДС отчисления в бюджеты областей следующие: Брестской -- 66%, Витебской -- 47%, Гомельской -- 42%, Гродненской -- 58% (все эти области без изменений), Минской -- 73,8% (было 56%), Могилевской -- 100% (было 91%), г.Минска -- 31,5% (было 25%). Очевидно, что по данным платежам центр делает уступки регионам, потому что и акцизы и НДС -- это относительно легко собираемые налоги.

По отчислениям налогов на доходы и прибыль юридических лиц изменения следующие: Гомельской области будет оставаться 33% (было 51,3%), Минской -- 39% (было 61,2%), г.Минска -- 31,5% (было 25%). Следует ожидать, что вслед за большими ресурсами именно на регионы "повесят" социальную и культурную инфраструктуру, которая сейчас находится на балансе предприятий, а также выплаты безработным и ответственность за пенсии и зарплаты. Так что к 15 областным налогам и сборам прибавятся деньги от республиканских налогов. А это, как вы понимаете, серьезный финансовый и административный ресурс.

Чиновник -- главный элемент бизнес-плана

Бюджет-2003 делает еще один реверанс в пользу регионов: местные бюджеты будут финансировать до 35% затрат по оказанию ЖКУ населению в областях (было 40%) и до 28% в г. Минске (такого исключения в 2002 г. не было). Министерства финансов и налогов не пошли на уменьшение числа местных налогов и сборов. В следующем году их будет 14. При этом местные Советы депутатов "самостоятельно определяют базу и объекты налогообложения, конкретные размеры ставок, плательщиков, льготы, порядок исчисления и сроки уплаты местных налогов и сборов...". При такой налоговой системе важно иметь хорошие отношения не столько с банками, сколько с местными чиновниками, которые имеют свои каналы влияния в центре. Бюджет-2003 -- документ, который продолжает традиции кулуарных бюрократических сражений за ресурсы и место в иерархии власти.

Попытки установить предел на совокупный объем местных налогов выглядят совсем неубедительно. По курортному сбору предлагается брать максимум 3% от стоимости путевки. За пользование инфраструктурой пунктов пропуска через границу при въезде на автомобиле -- 2 евро на человека, по налогу на розничную продажу товаров -- 5% от выручки, по целевым сборам за рекламу -- 5% от суммы прибыли (дохода). Многие из этих сборов просто вредны, потому что являются примерами двойного налогообложения.

Почему человек, скажем, купивший на зарплату путевку (налоги со своего личного дохода он заплатил), должен платить еще 3%? На курорте он покупает разные услуги у частников, которые также платят налоги. Почему государство должно "обдирать" каждого отдыхающего? Аналогичная картина и по границе. То, что там нет нормальных туалетов, чистых баров, душа и других базовых удобств -- следствие фактического запрета властей на коммерческое использование придорожной территории и нежелание отдавать ее в собственность. Еще более опасны налоги на розничную торговлю и рекламу: местные чиновники могут по своему усмотрению определять, как и с чего их платить.

Не забыло правительство и о местном фонде стабилизации экономики производителей сельхозпродукции (им причитается 1% от выручки), и жилищно-инвестиционных фондах (0,5%), и о содержании и ремонте жилищного фонда (1%). Получит свой 1% и фонд поддержки производителей сельхозпродукции. Столько же получат и дорожные фонды. Более 10 категорий юридических лиц и структур освобождаются от этих налогов. Так было и в 2002 г., но новым в бюджете 2003 г. является то, что деньги из фонда поддержки сельхозпроизводителей будут тратиться также на "приобретение минеральных удобрений и мероприятия Правительства Республики Беларусь по развитию перерабатывающей промышленности". Совет Министров хочет оставить за собой право распоряжаться средствами данного фонда, "а в случае необходимости" устанавливать его размеры. И это называется поддержкой "Азота", "Беларускалия" и государственных переработчиков, среди акционеров которых особой финансовой дисциплиной отличаются колхозы и совхозы? Как и областные Советы, местные органы власти также могут освобождать от уплаты своих налогов.

Проект бюджета устанавливает 11 категорий льготников, среди них (это новость) и республиканское унитарное предприятие "Белювелирторг". В следующем году среди льготников по данным налогам не будет юридических лиц, а) обслуживающих сельское хозяйство и б) созданных и находящихся в ведении местных исполнительных и распорядительных органов. Но эти "потери" с лихвой компенсируются статьей 46.2, которая дает право местным Советам "увеличивать (уменьшать) ставки, предоставлять отдельным плательщикам льготы -- физическим лицам, устанавливать и изменять сроки уплаты земельного налога, налога на недвижимость, налога на добываемые из природной среды ресурсы... а также предоставлять отдельным плательщикам льготы по уплате подоходного налога с физических лиц, единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, государственной пошлины, подлежащей зачислению в местные бюджеты". Она присутствует также в бюджете-2002 и является подтверждением действующих в белорусской экономике мощных лобби-механизмов -- местных чиновников.

Получается, что предприятие при умелом включении в свой бизнес-план административного ресурса может вообще не платить налоги. А как же конституционное положение о равных условиях хозяйствования? Об этом специалисты Минфина и МНС традиционно умалчивают.

(Окончание следует)
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by