$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Непростые отношения

04.12.2007

Сотрудники рекламного агентства создают различные рекламные ролики, проекты. Эти обязанности закреплены у них в трудовых контрактах. Но есть один пункт: передача смежных прав (тираж, продажа и т. д.) на эти проекты происходит путем заключения договора. Если авторы — сотрудники, почему необходимо уточнять в договоре, каким образом и в каком объеме можно использовать эти проекты? Правомерно ли это? Кто является обладателем прав на эти объекты? И какие ставки или минимальный уровень авторского вознаграждения должны выплачиваться сотрудникам?

В вопросе, к сожалению, не конкретизировано, о каких роликах и проектах идет речь. Если рекламное агентство создает рекламные видеоролики, они являются аудиовизуальными произведениями и охраняются как объекты авторского права. Согласно ст. 13 Закона «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон) авторами аудиовизуального произведения являются режиссер-постановщик, автор сценария, автор музыкального сопровождения с текстом или без. Если создаются рекламные аудиоролики, они рассматриваются как литературные и (или) музыкальные произведения и также охраняются как объекты авторского права. Под проектами, очевидно, понимаются сценарии и сценарные планы будущих роликов: они также являются объектами авторского права. Все эти работы охраняются авторским правом в силу факта их создания при условии, что они существуют в объективной форме и являются результатом творческой деятельности.

Если авторами произведения выступают сами сотрудники агентства, а создание роликов (сценариев) входит в круг их должностных обязанностей, такие произведения имеют статус служебных. К таким произведениям применяются правила ст. 14 Закона, а именно: личные неимущественные права (право авторства, право на авторское имя, право на защиту репутации) принадлежат автору (авторам). А вот имущественные права (права, связанные с использованием в любой форме и любым способом) принадлежат нанимателю, если договором между нанимателем и автором не предусмотрено иное. Иначе говоря, работник — создатель служебного произведения при отсутствии в заключенном с ним контракте условия об ином не получает авторское вознаграждение за использование этого произведения, потому что авторское вознаграждение — это плата за предоставленное право использовать охраняемое авторским правом произведение, а эти права изначально принадлежат нанимателю.

Помимо того, что рекламные ролики сами по себе являются объектами авторского права, в их отношении могут существовать и смежные права. Это самостоятельная категория исключительных прав. Его объектами являются результаты деятельности исполнителей ролей в видео- и аудиороликах (охраняемыми объектами в данном случае являются исполнения), звуковая запись в аудиороликах (охраняемый объект смежных прав — фонограмма).

При этом Закон не содержит норм, определяющих особый статус исполнений, созданных наемными работниками при выполнении ими своих служебных обязанностей. Поэтому использование исполнений и должно определяться специально заключенным договором. В силу п. 6 ст. 38 Закона условия такого договора могут определяться по аналогии с условиями авторского договора. Он, в частности, должен предусматривать условия о передаваемых правах (способах использования исполнения), а также о размере вознаграждения.

Особые правила применяются в отношении исполнений, включаемых в аудиовизуальные произведения. Согласно п. 6 ст. 31 Закона договор между исполнителем и производителем аудиовизуального произведения (рекламного видеоролика) на его создание влечет за собой предоставление исполнителем производителю прав на использование исполнения только в составе аудиовизуального произведения и, если в договоре не установлено иное, не дает прав на их отдельное использование. Однако такой автоматический переход прав на использование исполнения не исключает необходимости выплачивать исполнителю вознаграждение.

Таким образом, использование исполнений в составе рекламного ролика в обязательном порядке предполагает заключение договоров с исполнителями независимо от того, являются они или нет штатными сотрудниками агентства, а создание таких роликов входит в их служебные обязанности. Согласно п. 1 ст. 31 Закона за исполнителем признается право на получение вознаграждения за каждый вид использования. Минимальные ставки вознаграждения исполнителю за предоставляемое им право использования его исполнения законодательно не установлены, поэтому конкретный размер определяется условиями заключенного договора.

Обладателем смежного права на фонограмму является производитель фонограммы. Согласно ст. 4 Закона производителем фонограммы признается физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись какого-либо исполнения или иных звуков. В случае, когда создание фонограммы осуществляется в рамках рекламного агентства, т. е. по инициативе нанимателя и за его счет, производителем фонограммы и обладателем смежных прав на нее является само рекламное агентство.

Произведения (рекламные ролики, сценарии и сценарные планы) и объекты смежных прав (исполнения, фонограммы) являются объектами интеллектуальной собственности и в этом качестве могут отражаться в бухгалтерском учете как нематериальные активы.

Сергей ЛОСЕВ,
юрист, кандидат юридических наук