$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Непростая арифметика Минтранса

26.09.2008

Министерство транспорта в текущем году должно добиться увеличения экспорта услуг на 70%. Выполнение этой амбициозной задачи, поставленной правительством, наталкивается на определенные трудности.

Реальные показатели пока далеки от этого уровня. Как сообщил, отвечая на вопросы корреспондента «ЭГ», заместитель министра транспорта Николай Верховец, специалисты ведомства постоянно отслеживают и анализируют выполнение прогнозных показателей. Так, в январе-мае экспорт транспортных услуг достиг 684,5 млн. USD, что на 33,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Да, отрасль сделала неплохой рывок, но этого мало. Автомобильный транспорт отставал от плана на 26,3%, железнодорожный — на 38,1% воздушный — на 52,6%. Темп роста экспорта достиг 133,2%, что ниже, чем в целом по республике.

Сложно обстоят дела и с ограничением импорта транспортных услуг, который за этот период составил 186,8 млн. USD, что на 60,3% больше соответствующего показателя прошлого года (при задании по его росту не более чем на 45%). Прогнозные параметры по ограничению импорта в отрасли не обеспечивались по автомобильному транспорту (172,5% при плане 166%), железнодорожному (соответственно 153,6% и 127%). Не слишком утешает даже тот факт, что темпы роста импорта по Минтрансу были значительно ниже, чем по республике — 128,4% против 160,3%.

Недотягивают транспортники до плана и по итогам 7 месяцев — рост экспорта по сравнению с прошлым годом составил 51% при плановых 70%. Причем даже на стабильной и прибыльной железной дороге этот показатель достиг лишь 25%. Николай Верховец объясняет это тем, что летние месяцы — самые непроизводительные, и основной объем работы ждет транспортников ближе к концу года.

Росту доходов, в т.ч. и от экспорта транспортных услуг, сегодня препятствует множество причин. В их числе отсутствие единой координации и распределения транспортных потоков. Несмотря на постоянный рост объемов грузовых перевозок, транспорт и транспортные коммуникации республики все еще обладают значительными резервами. Очевидно, что для повышения эффективности их использования необходимо вкладывать средства не только в модернизацию и поддержание техники и транспортной инфраструктуры в работоспособном состоянии, но и в развитие логистики. Чтобы привлечь дополнительные транзитные грузопотоки, нужно не только предложить грузоотправителю конкурентоспособные тарифы, обеспечить безопасность и своевременность доставки товаров, но и разумно организовать сам процесс перевозок.

Чтобы добиться этого, Минтрансом начато создание транспортно-логистических центров, с помощью которых планируется сделать весь комплекс транспортно-экспедиционных услуг более эффективным, автоматизировать процесс управления грузопотоками и активизировать процесс перевалки грузов, а также организовать ряд других сопутствующих услуг. Планируется, что такие центры будут создаваться на базе имеющихся предприятий и организаций, а также за счет строительства новых современных транспортно-логистических терминалов.

Особая роль в создании центров, а также организации их работы отведена свободным экономическим зонам как наиболее привлекательным для инвестиций в эту сферу деятельности. Как сообщил Н.Верховец, в соответствии с программой развития логистической системы Беларуси существуют планы создания транспортно-логистических центров, например, в районе Национального аэропорта Минск. Наиболее перспективным выглядит использование имеющихся резервов для наращивания транзита по направлениям Восток-Запад и Север-Юг (II и IX панъевропейским транспортным коридорам). Эти направления наиболее перспективны в связи с интенсификацией торговли между европейскими и азиатскими странами, прежде всего с Китаем.

Впрочем, даже если в республике будет создана сеть транспортно-логистических центров, проблему повышения доходов они все же не решат — потребуется либерализация законодательной базы. Поэтому, как сообщил Н.Верховец, в ближайшее время ведомство инициирует принятие более 20 нормативных правовых актов в области транспортной политики, которые обеспечат снижение налоговой нагрузки, а также сокращение административных процедур, связанных с перевозками. В нынешнем году уже немало сделано в этом направлении, например, вступили в силу поправки в Закон «Об автомобильном транспорте» и Правила автомобильных перевозок грузов.

Напомним, что министр транспорта Владимир Сосновский на недавней встрече в Бресте со своим российским коллегой Игорем Левитиным сообщил, что для наращивания экспорта Минтрансом нашей страны реализуется система мер, которая позволит белорусским транспортникам работать в таких же условиях, которые созданы в сопредельных государствах. Минтранс активно работает с российскими коллегами по созданию единого рынка автотранспортных услуг, что предполагает более глубокую степень интеграции и синхронизации транспортных систем, налогообложения и т. д. Комплекс мероприятий предполагает в т.ч. и увеличение парка транспортных средств и провозных возможностей за счет инвестиционных вложений.

Эдуард ТРОШИН


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях