$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

НЕПРИЗНАННЫЕ

10.05.2011

В числе транспортных компаний, продолжающих бороться за выживание на рынке транспортных услуг, — ОДО «Экспресслинии». Вот что рассказал «ЭГ» ее директор Сергей КРИЦКИЙ.

— В Минске мы обслуживаем два маршрута, соединяющих Малиновку и Зеленый Луг. На этих маршрутах занято 12 машин нашей компании. Главное, что волнует частных перевозчиков и нас в т.ч., — это создание условий для развития. Транспортные средства стареют, средств на их замену не хватает, поэтому нет никакой уверенности в завтрашнем дне.

— На заседании руководство БСТ призвало столичные власти переосмыслить место частников на рынке автоперевозок пассажиров...

— Частный сектор хотел бы получить официальное признание своего вклада в социально-экономическое развитие страны. К примеру, «Экспресслинии» ежедневно обслуживают в столице порядка 1,5 тыс. пассажиров. Кроме того, мы обеспечиваем работой 45 человек.

Между тем, несмотря на высокие слова, которые звучат с различных трибун о формировании в Беларуси благоприятной среды для деятельности предпринимателей, наше положение на рынке не улучшается. Например, не стали доступнее финансовые ресурсы. Банки предоставляют их на покупку техники путем кредитования или в лизинг по договорам с оператором ГУ «Столичный транспорт и связь». Однако содержание этих документов таково, что малейшее нарушение грозит перевозчику их аннулированием. Кроме того, срок действия договоров всего 5 лет (до недавнего времени вообще был 3 года). В результате банки считают наш бизнес высокорискованным, что сказывается на условиях и объемах предоставляемых финансовых услуг.

— Поможет ли изменить данную ситуацию, например, вмешательство Мингорисполкома?

— Если бы в городе отношение властей к частным и государственным перевозчикам было одинаковым, то многие наши проблемы решались бы в интересах всех участников рынка естественным образом. Те же договоры, уверен, составлялись бы иначе в случае существования при ГУ «Столичный транспорт и связь» общественного совета. Как свидетельствует отечественный опыт, функционирование таких советов в других сферах с участием представителей бизнеса приносит пользу и предпринимателям, и государству. Равноправное отношение к субъектам хозяйствования различной формы собственности благоприятствовало бы и решению других насущных для коммерческих организаций вопросов.

Скажем, необходимо удешевить ремонт, съедающий значительную долю прибыли. Сегодня частники занимаются им поодиночке. Но мы могли бы объединить усилия, если бы город предоставил одинаковые с госперевозчиками условия по приобретению или аренде необходимых площадей. Такой же подход следует распространить и на приобретение новой техники — правила для негосударственных перевозчиков не должны быть хуже, чем для ГП «Минтранс».

Чем это обернется? Укрепление позиций предпринимательских структур создаст предпосылки для становления рыночных отношений в сфере городского пассажирского транспорта, снижения бюджетных расходов на его содержание.

Иван МИХАЛЕВИЧ