Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5828
EUR:
2.9496
RUB:
3.3879
Золото:
151.14
Серебро:
1.91
Платина:
80.63
Палладий:
156.94
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Непотопляемый бартер

Правительство намерено усилить ответственность руководителей министерств и ведомств за необоснованное использование бартерных операций, а также невыполнение доведенных нормативов в денежной оплате за потребленные энергоресурсы...
Правительство намерено усилить ответственность руководителей министерств и ведомств за необоснованное использование бартерных операций, а также невыполнение доведенных нормативов в денежной оплате за потребленные энергоресурсы. Об этом заявил во вторник на заседании президиума Совета Министров премьер-министр Геннадий НОВИЦКИЙ.

В чем же дело? Почему тема бартера и неденежных форм расчетов опять стала предметом разговора на президиуме? Казалось бы, цифры, озвученные заместителем министра экономики Владимиром Найдуновым, можно считать приемлемыми. Меры, принятые во втором полугодии минувшего года согласно Плану Совмина по ликвидации необоснованного посредничества, сокращению бартерных операций и взаимозачетов, позволили в I квартале т.г. закрепить положительную динамику расчетов в денежной форме. Уже к концу 2002г. доля бартера снизилась в экспортных поставках республики с 17,9% до 8,7%, в импортных -- с 14,2% до 8,8%. И если в целом за 2002г. удельный вес денежной формы расчетов за природный газ в республике составил 40,7%, а за электрическую и тепловую энергию -- 46,6%, то в январе -- марте 2003г. он достиг 71,4% и 66% соответственно. При этом, подчеркнул В.Найдунов, это не сказалось отрицательно на работе промышленности, которая за I квартал обеспечила темп роста производства на 6,7% при прогнозе 4%.

Тем не менее основные причины "заболевания" реального сектора экономики неденежной формой расчетов, подтачивающие финансовое здоровье предприятий, остаются. Это прежде всего отсутствие у них достаточных оборотных средств, низкий уровень платежеспособности потребителей (то есть покупателей) продукции, неконкурентоспособность товаров и связанное с ней сужение рынков.

Бартер по-прежнему живуч в производственно-технологической кооперации, в производственных объединениях. Ведь именно он позволяет небольшим предприятиям -- производителям комплектующих изделий получать материалы от заказчика на более выгодных условиях, а заказчикам (сборочным предприятиям) обеспечивать себя изделиями по более низким ценам.

Как это ни парадоксально, товарный обмен в значительной степени пока устраивает и поставщиков энергоресурсов -- россиян, получающих для собственных нужд белорусские товары.

Все это тормозит развитие экономики. Один из ее старых классических принципов "шило -- на мыло" все еще работает. Правительство обеспокоено. Банковская система отреагировала принятием мер для повышения платежеспособности предприятий реального сектора. С этой целью растут объемы кредитования предприятий, снижаются процентные ставки по кредитам, пересматривается задолженность по проблемным кредитам.

На 2003г. определены задания по расчетам в денежной форме за потребленные в республике природный газ, электрическую энергию и тепло (на уровне 90--95%). По словам Г.Новицкого, спрос за их выполнение будет самым строгим. Вице-премьер, министр экономики Андрей Кобяков считает правомерным в этой связи усилить экономическое стимулирование субъектов хозяйствования за увеличение доли денежных расчетов. Минэкономики, сообщил он, уже подготовило свои предложения, согласно которым тарифы на энергоресурсы для предприятий, не выполняющих установленные нормативы, будут повышаться.

Удельный вес неденежной формы расчетов в оплаченной выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг по республиканским органам управления и иным государственным организациям (%)

=====================================================================
                           Нормативы неденежной  Фактически за          
                           формы расчетов на     январь -- февраль 2003г.
                           январь -- март 2003г.             
                           --------------------------------------------
                           всего в том числе     всего в том числе  
                                 товарообменные        товарообменные
                                 операции              операции     
--------------------------------------------------------------------

Республика Беларусь           31        17        26,9      16,5
Минпром                       42        29        37,8      32,2
Минсельхозпрод                39        19        37,4      22,6
Минстройархитектуры           33        18        32,9      18,6
Концерн "Белнефтехим"         26        18        15,5      10,5
Концерн "Беллесбумпром"       56        42        55,9      43,9
Концерн "Беллегпром"          49        23        54,8      20,4
Концерн "Белместпром"         43        36        47,8      38,5
Концерн "Белбиофарм"          43        37        39,7      34,8
Концерн "Белгоспищепром"      19        13        17,3      9,3
Брестский облисполком         25        11        25,3      16,6
Витебский облисполком         25        11        34,1      19,5
Гомельский облисполком        25        11        31,9      20,5
Гродненский облисполком       25        11        27,6      16,5
Минский горисполком           25        11        4,7       3,4
Минский облисполком           25        11        32,0      18,1
Могилевский облисполком       25        11        32,1      24,7
============================================================