$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

НЕПОСЛУШНЫЙ РОСТ МАЛОГО БИЗНЕСА©

20.05.2014

Удельный вес малого бизнеса в отечественной экономике растет из года в год. Однако полученные показатели пока не достигли прогнозируемых правительством значений, а кое-где даже снижаются. Впрочем, у предпринимателей свои планы, не всегда совпадающие с указаниями свыше.

На 1 января 2014 г. в Беларуси насчитывалось 91,6 тыс. организаций малого предпринимательства, из них 79,8 тыс. микроорганизаций (87,1%) и 11,8 тыс. малых организаций (12,9%), сообщает Белстат. Таким образом, за прошлый год количество организаций малого бизнеса увеличилось на 10,9%, а с 2007 г. — в 2,2 раза.

По предварительным данным, доля микроорганизаций и малых организаций в ВВП республики с 2007 по 2013 гг. выросла с 10,5 до 15,1%, в объеме производства продукции (работ, услуг) — с 10,6 до 13,9%, а промышленного производства — с 7,7 до 9,5%, в выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг — с 27,4 до 27,7%, в инвестициях в основной капитал — с 20 до 26,9%, в розничном товарообороте организаций торговли — с 22,2 до 26,3%, в товарообороте общественного питания — с 20 до 24,1%, в экспорте — с 22,2 до 26,2%, в импорте — с 37 до 29,3%, а в средней численности работников — с 15,1 до 19,4%.

Отметим, что если в 2012 г. по сравнению с 2011-м доля малого бизнеса в ВВП увеличилась на 0,5 п.п., то в прошлом году к 2012-му — только на 0,1 п.п. По некоторым показателям в последние несколько лет наблюдается снижение удельного веса малого бизнеса. Так, его доля в объеме производства продукции (работ, услуг), промышленного производства и выручки достигла пика в 2011 г. — 14,6, 11,8 и 29,4%, а в последние 2 года сократилась. Спад также отмечается по доле в розничном товарообороте (пик в 2009 г. — 29,9%), экспорте и импорте (пик в 2010 г. — 38,9 и 30%). Таким образом, несмотря на увеличение доли в ВВП, малый бизнес теряет позиции в ряде отраслей.

Экономические неурядицы прошлого года отразились на показателях организаций малого бизнеса довольно противоречиво. Так, их выручка увеличилась в текущих ценах по сравнению с 2012 г. на 15,5%, до 477,3 трлн. Br, а чистая прибыль (20,7 трлн.) сократилась «всего» на 8%, что можно считать успехом, учитывая общее падение этих показателей по республике. Рентабельность продаж уменьшилась с 8,3 до 6,9%, а удельный вес убыточных организаций вырос с 18,6 до 20,6%. Инвестиции в основной капитал выросли на 36,6%, до 55,2 трлн. Br, розничный товарооборот — на 33,8%, до 55 трлн., товарооборот — на 43,4%, до 3,3 трлн. А вот экспорт товаров сократился почти на 29%, тогда как импорт увеличился на 0,8%, что на фоне общего сокращения этих показателей по республике в прошлом году на 19,2 и 7,3% выглядит тревожным сигналом. При этом отрицательное сальдо внешней торговли товарами микро- и малых организаций составило в 2013 г. -2,8 млрд. USD, т.е. почти половину общего внешнеторгового дефицита страны — доля явно неадекватная вкладу этого сегмента во внешнеэкономическую деятельность.

В то же время средняя численность работников микро- и малых организаций увеличилась в 2013 г. по сравнению с предыдущим годом на 5%, до 846,7 тыс. человек, т.е. на 40,1 тыс. Одновременно численность занятых в экономике республики сократилась на 1,3%, а число работников в организациях (без малых и микроорганизаций без ведомственной подчиненности) — на 2%, или на 67,5 тыс. Таким образом, пока не видно, сможет ли малый бизнес в случае необходимости принять высвобождающуюся рабочую силу.

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников микро- и малых организаций составила в прошлом году 4617,8 тыс. Br — на 41,2% больше, чем в 2012-м. Для сравнения: в целом по республике номинальная зарплата увеличилась за это время на 37%, до 5139,4 тыс. Br. Таким образом, официальные заработки в среднем по республике на 10% выше, чем в малом бизнесе. Впрочем, это скорее наводит на мысль о существовании в нем возможностей получать доходы иными путями.

Напомним, в Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 18.02.2011 № 216, была поставлена цель — увеличение доли малого и среднего предпринимательства в ВВП до 30% и обеспечение численности занятых в этом секторе не менее 1,8 млн. человек к концу 2015 г. Для этого предполагалось принять ряд мер, включая корректировку законодательства в целях устранения административных барьеров, обеспечение недискриминационного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым, материально-техническим и земельным ресурсам, формирование механизмов государственно-частного партнерства, усиление гарантий защиты прав собственности, создание условий для повышения инновационной активности и т.п. При этом уже в текущем году запланировано увеличить долю микро-, малых и средних организаций в общем объеме ВВП до 27%, их выручки — до 43%, количества — на 5,4%, до 113,5 тыс., а численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая численность индивидуальных предпринимателей и привлекаемых ими наемных лиц, — на 8,4%, до 1683 тыс. человек. В то же время удельный вес микро-, малых и средних организаций в розничном товарообороте торговли должен сократиться на 8,8%, до 31%, розничном товарообороте общественного питания — на 3,1%, до 31%. Власти надеются, что главными приоритетами для малого и среднего бизнеса будут инвестиции в основной капитал и промышленное производство, которые в этом сегменте экономики должны вырасти на 5,7 и 5,3% и достичь соответственно 37 и 20% в общем объеме данных показателей. Но добиваться этого чиновники собираются не столько путем создания экономических стимулов, сколько административными методами.

Например, постановлением Совмина от 13.01.2014 № 17 О показателях прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2014 год» председателям облисполкомов и Мингорисполкома поручено принять исчерпывающие меры по созданию условий для развития регионов, среди которых названо обеспечение выполнения показателей развития малого и среднего предпринимательства на 2014 г., а также создание за счет средств местных бюджетов гарантийных фондов для обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитным ресурсам путем предоставления поручительств (гарантий) в размере до 70% требуемого залогового обеспечения. Одновременно председателям облисполкомов предписано обеспечить в 2014 г. создание в каждом районе организаций, основным видом деятельности которых будет являться производство промышленной продукции, с численностью работников не менее 15 человек из расчета одна организация на 10 тыс. жителей района.

Роман КУНИЦКИЙ