$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Непобедимая бензиновая инфляция©

05.10.2012

Розничные цены на автомобильное топливо повысились в Беларуси четвертый раз с начала года — на 4,5–6,3% в зависимости от марки. Подобного шага автовладельцы покорно ожидали давно — ведь они совершенно беззащитны перед лицом госрегулирования и монополизма.

Итак, бензин «Нормаль-80» теперь стоит 6750 Br (около 0,8 USD), подорожав на 400 Br, Аи-92 — 6950 Br (около 0,83 USD, подорожание на 300 Br), Аи-95 — 7500 Br (около 0,88 USD, подорожание 350 Br), дизтопливо теперь стоит 7650 Br (около 0,91 USD, подорожание на 350 Br).

«Пересмотр цен на нефтепродукты произведен в связи с ростом цены на нефтяное сырье (на 19% в сравнении с уровнем июня 2012 г., когда производилась предыдущая корректировка цен на нефтепродукты), а также в целях поэтапного сближения цен на товары в странах Таможенного союза и повышения эффективности работы белорусских нефтеперерабатывающих заводов для обеспечения возможности дальнейшей модернизации производства», — заявили в концерне «Белнефтехим», передает РИА Новости.

Между тем с эффективностью у отечественной переработки дела и так обстоят неплохо. По данным Белстата, за 7 месяцев т.г. организации по производству нефтепродуктов получили 1693,4 млрд. Br прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг — в 6,1 раза больше, чем в январе–июле 2011 г., а их чистая прибыль достигла 352,1 млрд. Br — в 20,4 раза больше, чем годом ранее. При этом рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг по данному виду деятельности выросла с прошлогодних 8,9% до 21,1%, а рентабельность продаж — с 7,1% до 16,2%. В придачу средняя номинальная зарплата в нефтепереработке достигла в августе 9208 тыс. Br — почти вдвое выше среднереспубликанской.

Что до выравнивания цен, то, действительно, Беларусь по итогам I полугодия уступила последнее место в Европе по стоимости бензина России в рейтинге, составляемом агентством «РИА» (с разницей в 0,4 RUB). Правда, по доступности автотоплива наша страна занимала на 1 июля «только» 7-е место с конца. По расчетам РИА Новости, за среднемесячную зарплату (после уплаты налогов) белорусы могли бы купить 396,3 л бензина — несколько больше, чем жители Латвии (357,2 л), Венгрии (356,7 л), Литвы (323,4 л), Румынии (267,5 л), Болгарии (216,1 л) и Украины (214 л). Россияне занимают по этому показателю 16-е место (869,1 л), а лидеры — жители Люксембурга (2200 л) и страна, где бензин самый дорогой в Европе, — Норвегия (1900 л).

Зато по темпам подорожания бензина мы являемся абсолютным лидером в Европе (рост на 19,7%, по оценке РИА Новости), далеко опережая занявшие здесь 2–3 места Ирландию (на 9,6%) и Польшу (на 9,5%), не говоря уже о России (27-е место и рост на 2%), и Казахстане, где бензин подешевел на 1%.

Отметим, что Белстат зафиксировал в январе–августе подорожание бензина на 17,2% при общем росте цен на 14,2%. Такое различие «бензиновой» и общей инфляции не случайно. Административное сдерживание цен (у нас в силу госрегулирования, в РФ — на время предвыборной кампании) неизбежно сменяется их ускорением. По данным Росстата, если потребительские цены на бензин в январе–августе выросли на 2%, то у производителей — на 7,1% при общей инфляции 4,6%. Так что смена ценников на АЗС неизбежна.

Кстати, средняя цена на нефть марки Urals, по данным мониторинга котировочных агентств Argus и Platts, в сентябре т.г. упала до 111,56 USD/барр. против 113,1 USD в августе и июньского минимума 93,44 USD. В то же время Беларусь в январе–июле т.г. платила за российскую нефть в среднем 384 USD/т, или 52,7 USD/барр, т.е. практически вдвое ниже мировых цен. Правда, в самой России соотношение внутренней и мировой цены на нефть составляет 38,3%.

За рубежом с ростом цен на бензин борются, снижая налоги и усиливая антимонопольные меры. Со своей стороны, автомобилисты тоже не дремлют. Граждане пересаживаются на малолитражные автомобили, субъекты хозяйствования вводят различные способы минимизации транспортных издержек, включая топливные карты, добиваясь скидок у заправочных компаний. У нас же возможности сменить автомобиль на более экономичный надежно урезаны импортными пошлинами Таможенного союза, а у антимонопольных органов, по-видимому, другие сферы интересов.

В придачу рост цен как у нас, так и в России, подстегивает увеличение тарифов естественных монополий и налогов на нефтяную отрасль. Почти половину стоимости бензина у наших соседей составляют НДС, акциз и налог на добычу полезных ископаемых. Планируется, что в 2012–2014 гг. акциз на бензин в РФ увеличится примерно на 45%, что, естественно, скажется на ценах. Поскольку Беларусь собралась унифицировать свои акцизы с российскими, подобный рост ждет и нас. С начала года они уже выросли на 10%, а в 2013 г.,по проекту НК, добавят еще 20%. Стало быть автомобиль для белорусов останется дорогим удовольствием, от которого тем не менее мы не в силах отказаться.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях