Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Интеграция
16.09.2003 17 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

НЭП-2003 — новое экономическое пространство?

Горячих сообщений о дискуссиях по проблеме нового интеграционного образования -- четверки -- становится все больше. В ближайшие дни в Ялте ожидается подписание соглашения о едином экономическом пространстве (ЕЭП). Чем меньше времени остается до этого события, тем больше появляется публикаций о возможном фиаско нового и амбициозного проекта...

Горячих сообщений о дискуссиях по проблеме нового интеграционного образования -- четверки -- становится все больше. В ближайшие дни в Ялте ожидается подписание соглашения о едином экономическом пространстве (ЕЭП). Чем меньше времени остается до этого события, тем больше появляется публикаций о возможном фиаско нового и амбициозного проекта.

Опять же, как обычно, самый проблемный угол данного "экономического квадрата" -- Украина. Беларусь по определению не слишком оптимистично смотрит на предлагаемый Москвой оригинальный, расширенный формат интеграции. Казахстан ждет реакции основных участников и не спешит высказываться. Это при том, что президент Н.Назарбаев фактически является автором новой интеграции (хотя идея предложена В.Путиным).

Проще всего и одновременно сложнее России. За ней стоит данная инициатива, озвученная в феврале. Наступил сентябрь и пора считать "осенних цыплят". Итак, расстановка сил и намерения сторон накануне встречи лидеров России, Казахстана, Украины и Беларуси.

Формула будущего

Натерпевшись от уже имеющихся вариантов интеграций, президенты четырех стран должны создать не просто нечто "единое". Где оно возьмется при столь большом разбросе национальных экономических интересов? В трансформационных условиях и пространство трансформационное, как его ни называй. Если смотреть на результат, желаемый и перспективный, то страны нуждаются в новом экономическом пространстве -- НЭП.

Когда соседи уходили в Европу, то они ясно понимали, что надо будет перестраивать, подгонять свою экономическую систему к стандартам и процедурам свободной рыночной экономики, о которой писали со времен Адама Смита. Но оказалось, что Брюссель уже не имеет ничего общего с классиками свободного рынка. Восточная Европа интегрируется в бюрократическую экономику с громадным регулирующим аппаратом. Для нового евразийского бизнеса такая рамочная конструкция явно не подходит. Да и загонять себя в экономический вольер после десятилетий административной экономики не очень-то хочется.

Новый проект четверки может стать эффективным, но может превратиться и в крайне бестолковый вариант сотрудничества наших стран. Пока идут первые подгонки выкройки, составленной "ответственными" вице-премьерами, трудно сказать, чего здесь больше -- старых стереотипов или новых амбиций. Хотя уже есть высказывания (казахских экспертов), что в окончательном варианте концепция такого экономического пространства будет более либеральна и менее конкретна.

Когда аналитиками оцениваются итоги 90-х гг. и прогнозируется будущее, то в одном они сходятся -- время было использовано неэффективно. Добавлю от себя, что инерция советского мышления присуща как неономенклатуре, так и демократической волне новых лидеров. Но мы не можем жить по формуле: сейчас зарплата 100 USD, при 5% прироста за год она достигнет 200 USD через 20 лет. И так далее. Куда ни кинь, но из этой узкой исторической перспективы простыми способами не выйти. Или уходить на Запад, что сразу, естественно, не получится, или формировать новую экономику, основанную на невиданной доселе активности, экономику бума.

Вызов времени для всех нас состоит в том, что мы не являемся пассажирами поезда в светлое будущее. Да и в прицепной вагон, который за нас тащит чужой паровоз с чужой локомотивной командой, мы не сели. Проблемы России, Украины, Беларуси и Казахстана предстоит решать собственным национальным экономическим и политическим элитам. Российский президент В.Путин и его казахский коллега Н.Назарбаев это поняли, хотя каждый и по-своему. Это тема отдельная, тема на перспективу, когда реальной станет Организация региональной интеграции, которая последует за ЕЭП. Такова формула будущего, где будут наднациональные институты, единый бюджет. Но наднациональные органы -- это уже очень ответственно, и по этому поводу у Украины появились сомнения. В общем, втягиваться в проект "по полной программе" политические элиты пока не спешат.

Как создать "баланс интересов"?

Сначала несколько цифр. На четверку приходится 94% ВВП и 88% товарооборота всех стран СНГ. Понятно, что ключ к восстановлению геоэкономического пространства бывшей великой державы находится у глав государств России, Украины и Беларуси. Собственно, двигаться к такому экономическому образованию надо было раньше. Но во время Ельцина Россия выводила себя из летаргического сна, и ей было не до этого. Да и национальные элиты новых государств упивались собственным суверенитетом. Одновременно шел процесс дивергенции, когда слабые становились слабее, сильные -- сильнее. Рынок и демократия не стали знаменем времени на постсоветском пространстве. Однако есть выходы и из этой ситуации.

По своей экономической сущности четверка ориентируется на сопоставимые экономики. Это сегодня, а потом в состав интеграционного сообщества могут войти и другие страны, появился даже термин -- "трансъевропейское пространство". Оптимисты рассчитывают на новые центростремительные тенденции, вовлечение других "бывших". Возможно, возникнет соревнование в объединительном процессе. Конечно же, нынешние политические элиты не очень-то принимают западное определение "новые соседи", которым окрестили всех нас от Бреста до Тихого океана.

Вместе с тем далеко не все хотят интегрироваться. Речь идет не только об Украине. В каждой стране есть свои лоббисты интеграции, есть и противники. Как выстроить нечто полезное? Ответ на этот вопрос дал российский вице-премьер В.Христенко: "Единое пространство может быть только продуктом осознанного взаимного интереса, или, точнее, баланса интересов".

Кроме эмоциональных и иных причин "ухода" от интеграции есть и реальные различия. По мнению главы Нацбанка Казахстана Г.Марченко, это: во-первых, различия в структурных реформах и институциональном развитии, во-вторых, в обеспеченности топливно-сырьевыми ресурсами и возможностях их приобретения и, в-третьих, в условиях доступа своих товаров на внешние рынки, в том числе на рынки стран СНГ.

Интеграция: поможет Европа?

По мнению российского премьера М.Касьянова, создание четверки идет успешно. Но этот оптимизм разделяют не все. В частности, ряд аналитиков уверены, что предложение Украине войти в четверку просто разрушит данный проект. В определенной степени это уже просматривается, на чем стоит остановиться.

Каждая из сторон единое экономическое пространство видит по-своему. Если между Казахстаном и Россией практически нет проблем, то с Украиной дела обстоят сложнее. Украина видит в этой четверке прежде всего зону свободной торговли. Особенно если тарифы на газ будут российскими. Но зона свободной торговли в тех условиях, в которых Украина и Россия готовятся к вступлению в ВТО, становится весьма проблематичной. Если Казахстан и Россия договорились о консультациях при вступлении в ВТО, даже решили вступать одновременно, на близких условиях, то у Украины своя точка зрения, что как раз может вызвать противоречия и разъединить страны. По этой причине зона общей торговли становится маловероятной. И вообще ЕЭП может потерять смысл. Или вместо четверки останется тройка.

Украинское правительство В.Януковича, как известно, неоднородно по своему составу. Оно сформировано из представителей фракций парламентского большинства и из назначенных президентом ключевых министров. Соответственно многие министры чувствуют себя относительно независимыми, и В.Янукович фактически не имеет влияния на кадровую политику правительства. Точка зрения того или иного министра зачастую не совпадает с позицией премьера, что создает неуверенность при принятии принципиальных решений. Так, в ходе рассмотрения данного вопроса в правительстве мнения разделились.

Проект соглашения о ЕЭП поддержали первый вице-премьер и министр финансов Н.Азаров. Отрицательно об общем рынке в большой четверке отзывается министр экономики и европейской интеграции В.Хорошковский. Он считает, что членство в ЕЭП заметно ухудшит условия для вступления Украины в ВТО. Особо следует подчеркнуть и значимость для части украинской политической элиты перспектив европейской интеграции.

Пессимистично относится к проекту министр иностранных дел, бывший посол в Вашингтоне К.Грищенко да и ряд других членов правительства, ориентированных преимущественно на США. Ведь сближение с Вашингтоном становится приоритетной целью администрации Л.Кучмы. Европа уходит на второй план, а на поле российско-украинских отношений можно маневрировать, то сближаясь, то отдаляясь. Такие зигзаги явно ослабляют интеграционные действия Кремля.

Привести четыре страны к общему знаменателю довольно непросто. Вместе с тем российская сторона считает, что данные президентами задания правительства выполняют. Во-первых, прошедшие месяцы работала группа на уровне заместителей глав правительств. По мнению М.Касьянова, "группа работала очень активно и эффективно. И сегодня мы рассматриваем подготовленные документы, а именно проекты соглашения о создании единого экономического пространства. И важно то, что страны, подписывая это соглашение, обязуются в будущем проводить прежде всего единую внешнеэкономическую политику, единую миграционную политику, а это означает, что, проводя эту политику и создавая единое пространство, они соглашаются передать часть своих полномочий в наднациональный орган. Это очень важная составляющая интеграции. Интеграция предусматривает постепенное движение, или, как его называют разработчики, -- разноскоростное и разноуровневое".

Итак, российская сторона обращает особое внимание на необходимость наднационального органа. Первоочередными мерами признаются: согласование внешнеэкономической политики и политики миграции. Это и может составить первую миссию общей регулирующей и управляющей интеграционной структуры. Важно качественно отработать такой вариант взаимодействия, снижая, как считает российский политолог С.Марков, боязнь стран-участниц оказаться "втянутыми в орбиту России и потерять свой политический суверенитет".

По его мнению, пора сделать прорыв с фланга, привлекая к разработке модели интеграции европейских союзников из Берлина, Парижа, Рима и Мадрида. Они помогут создать такую модель, "чтобы она не противоречила возможному будущему курсу на интеграцию в ЕС тех стран восточноевропейского общего экономического пространства, которые захотят это сделать", чтобы она сочеталась с сотрудничеством с Европейским союзом.

Многообразие подходов к новому проекту является хорошим признаком. Но как двигаться? Принципиально можно выделить два варианта. Первый: сначала зона свободной торговли, затем все остальное. Точнее, ничего остального уже не будет, такой проект может умереть своей смертью. Второй: параллельное введение общих экономических инструментов и регуляторов.

Четыре свободы для четверки

Вот в этом стоит разобраться. Принципиальная новизна проекта четверки -- четыре "экономические свободы": потоков товаров, услуг, капитала, рабочей силы.

Казалось бы, чего проще -- общий свободный рынок, свободная торговля от Бреста до Находки и Одессы. Но стратегия движения от зоны свободной торговли к единому экономическому пространству методом интеграций, как это было в Европе, уже сейчас вызывает сомнения. Дело в том, что движение товаров будет свободным до определенных пор, пока это не затрагивает интересы национального бизнеса стран-участниц. Как только возникнут проблемы на почве конкуренции, тут же начнут появляться ограничения на регистрацию иностранных фирм, на инвестиции; введение "золотых акций" при приватизации и многое другое. По существу, начнется новая волна закрывания экономики, создания барьеров для передвижения товаров, но уже по иным мотивациям и причинам. В такой постановке желаемого ЕЭП ждать придется долго.

Вторая модель формирования общего и свободного экономического пространства заключается в параллельном создании аналогичных, а то и единых механизмов и институтов экономической политики. В этом есть особый смысл, так как у каждой страны пока сложилась некая мутантная экономика. Для примера, в Беларуси с ее государственными предприятиями удельный вес убыточных предприятий составляет 44%, а в России с ее частными фирмами -- 46%. Приехали, что называется! Реформированием собственности наши болезни не решаются, к тому же экономисты-профессионалы понимают, что смена вывесок на предприятиях прибыльными их не сделает.

Где же выход? Увы, интеграция пока созидается виртуально. Но если начинать серьезно и сразу, то быстрый эффект можно получить уже сегодня. Речь идет о гармонизации экономического регулирования. Это -- унификация технических требований к продукции, ветеринарных и фитосанитарных норм, таможенных правил и документации. Такого рода меры могут быть самыми простыми для движения к "четырем свободам".

Часть этих идей нашла отражение в подготовленных материалах. Движение к ЕЭП будет условно разделено на три этапа.

На первом этапе планируется согласовать ставки таможенных тарифов на товары, импортируемые из государств -- участников ЕЭП, за исключением сельскохозяйственной продукции. На этом же этапе будет унифицировано законодательство в сфере регулирования перемещения товаров через границы четырех стран.

На втором этапе предполагается сформировать таможенный союз с общим таможенным тарифом. Будет создан единый регулирующий орган, которому передадут полномочия в сфере таможенно-тарифной политики.

На третьем этапе предполагается завершить формирование ЕЭП, предусмотреть отмену таможенного контроля и таможенного оформления на внутренних границах четырех стран. То есть речь идет о полной свободе передвижения услуг, капитала и рабочей силы и не исключается введение единой валюты.

Такова интрига. Остается главное -- в Ялте ожидается подписание соглашения о ЕЭП.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by