$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

НЕОЖИДАННОСТЕЙ НЕ ПРЕДВИДИТСЯ

02.05.2008

В своем ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию глава государства традиционно большое внимание уделил проблемам экономической политики. Причем во многом повторил то, что уже звучало в аналогичных выступлениях в 2006 и 2007 годах. Так, поставлена задача, «концептуально сохраняя выработанную модель нашей экономики», продолжать качественно ее совершенствовать, переходить на следующий, более высокий уровень.

Правда, следует отметить и новую трактовку отдельных тем.

Президент в очередной раз напомнил о «стремительном росте экономики, заметном улучшении жизни людей и преображении страны». К таким результатам, по мнению А.Лукашенко, другие государства идут десятилетиями, а то и столетиями. Беларусь имеет все для того, чтобы занимать ведущие позиции в мировой экономике, сделал вывод глава государства.

Поставлена задача войти в тридцатку лучших в мире государств по инвестиционному климату и стать не только выгодной, но и удобной для вложения капитала страной. В последнее время, по данным Всемирного банка, у нас значительно улучшились условия для ведения бизнеса, Беларусь получила суверенный кредитный рейтинг. «Сегодня мы имеем возможность выбирать, какого инвестора пустить работать в стране, а какого — нет», — отметил А.Лукашенко.

Вину за то, что в реальности, несмотря на множество принятых прогрессивных решений, ситуация улучшается медленно, Президент возложил на госаппарат, который погряз в бюрократизме и никак не может перестроиться и заработать по-новому. В связи с этим у Совмина, судя по всему, появятся дополнительные обязанности: «Не можете выстроить нормальную систему, пусть члены правительства за руку по кабинетам водят инвесторов, расчищая им дорогу от всевозможных препон».

Что касается приватизации госсобственности, то здесь, в отличие от предыдущего послания, акценты слегка сместились. Если в прошлом году в первую очередь отмечалось, что Беларусь не допустит «обвальной, бездумной приватизации», то в этот раз упор сделан на том, что «не будет никакой номенклатурной приватизации». Хотя такой аспект затрагивался и в 2007 г.

Как прозвучало в докладе, продажа объектов госсобственности или инвестпроекты будут реализовываться на конкурсной основе, на условиях равнодоступности их приобретения всеми желающими. По-прежнему перед новым собственником ставится задача выполнить ряд требований: создать рабочие места, обеспечить там достойную зарплату, а государству — уплату налогов.

Необходимо «окончательно снять» в текущем году все излишние барьеры при создании и ведении бизнеса.

Для оздоровления экономики наряду с другими мерами следует реформировать налоговую систему, считает А.Лукашенко. Напомним, что на необходимость ее упрощения А.Лукашенко обращал внимание в послании 2005 г., а позже прозвучало уже требование к правительству и Минфину: без реальных мер по упрощению налоговой системы проект бюджета на следующий год «можете мне даже не представлять».

29 апреля эта тема вновь зазвучала в Овальном зале. Так, в прошлом году отменено 17 различных налоговых платежей, упрощен порядок исчисления и уплаты основных налогов. Но, по мнению главы государства, «все это как-то косметически, получается так мелко, что никто и не замечает реформ». В то время как налоговая система страны должна быть необременительной для отечественной экономики по всем параметрам: по количеству платежей, уровню их ставок, организации отчетности. Она должна стать простой и понятной для всех ее участников и призвана стимулировать заинтересованность плательщиков в легальной уплате налогов и сборов, а не искать «серые» схемы.

Премьер-министру поручено выстроить новую систему налогообложения в целом. Тогда «автоматически удастся» навести порядок с налоговыми льготами.

А пока любые преференции следует свести к минимуму и обеспечивать поддержку только прорывных направлений экономической деятельности. При этом господдержка должна оказываться только на старте, а не быть постоянным источником финансирования. Причем она напрямую должна зависеть от достижения конкретных результатов хозяйственной деятельности.

В отличие от предыдущих лет заметное место было уделено проблемам развития малых городов, которые «с их небогатой экономикой и скромными бюджетными возможностями» оказались еще в худшем положении, чем село, традиционно поддерживаемое государством.

Сформулирована задача создать там «достойные условия для жизни и развития личности». В малых городах нужны современные компактные производства, ориентированные на имеющиеся ресурсы, традиции местных жителей, потребности конкретного региона. В каждом таком населенном пункте необходимо добиться стабильного роста экономики, обеспечить благоприятный климат для инвестиций и инноваций, удовлетворить социальные потребности населения.

Неожиданностей не предвидится…

(Oкончание. Начало на с. 1)

«И частник должен там работать, и государство», — подчеркнул А.Лукашенко. Все организационные и правовые условия для этого созданы. Остальное зависит от инициативности местных органов власти и самих людей.

Поэтому критерием оценки работы местных руководителей станет уровень развития региона, его соответствие новым требованиям и благосостояние людей, их социальное самочувствие, сказал Президент.

Критика работы госаппарата звучала в докладе неоднократно. «Госаппарат погряз в бюрократизме, он никак не может перестроиться работать по-новому», — считает А.Лукашенко. Например, если в указе прописан исчерпывающий перечень документов, которые можно требовать, то всегда найдется специалист исполкома, который требует еще кучу других. По этой причине, считает глава государства, не смог заработать выстроенный механизм продажи объектов незавершенного строительства. Ведь заявления инвесторов месяцами не рассматриваются. А.Лукашенко в очередной раз предупредил: «Если не наведете порядок, этим займутся другие. Например, те, кого вы сегодня гоняете по кабинетам, не даете взять в аренду помещение или выкупить предприятие».

«Вы, уважаемые губернаторы, постоянно просили расширить ваши полномочия,» — напомнил Президент. Теперь решение ряда важнейших вопросов жизнедеятельности страны передано на места. В том числе реализация государственных комплексных программ возрождения села и развития малых и средних городов, вопросы выделения земли, строительства, оказания адресной социальной помощи.

Накануне выступления в парламенте глава государства поручил проанализировать, как выполняются задачи, обозначенные им в посланиях за последние пять лет. Как оказалось, министерства и облисполкомы заняли позицию сторонних наблюдателей, констатировал А.Лукашенко. Из года в год говорится о создании туристической индустрии, развитии придорожного сервиса европейского уровня, использовании транзитных возможностей страны, но дело не движется. Неудовлетворительно решается тема стоимости жилья, которая поднималась и в 2006, и в 2007 гг. В 2005 и последующие годы ставилась задача решить проблему отрицательного сальдо во внешней торговле. По его словам, вместо исправления ситуации чиновники несколько лет пытаются доказать, что отрицательное сальдо — это благо.

Кроме того, программы выстраиваются так, что «на стадии выполнения» невозможно дать оценку их эффективности. «Как правило, достижение результата относится на столь отдаленный период, до которого исполнители могут и не остаться на своих должностях».

Эксперты, проанализировав выступление, прозвучавшее в минувшую среду, утверждают: никаких потрясений или неожиданных поворотов в экономической жизни страны не предвидится.

Анна ФЕДОРОВА


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях