$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

НЕОСВОЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ©

15.11.2013

Поскольку собственники логистических центров в Беларуси заинтересованы прежде всего в быстрой окупаемости своих вложений, операторы предпочитают оказывать наиболее прибыльные услуги, а не работать над созданием долгосрочных программных продуктов. К такому выводу пришли специалисты Министерства транспорта и коммуникаций, проанализировав ход выполнения Программы развития логистической системы до 2015 г.

Напомним, Программа предусматривает выделение 52 земельных участков для строительства и размещения логистических центров, в т.ч. 21 — транспортно-логистических. Из них в Брестской области планировалось создать 7 центров, в Минской — 27, в Гомельской — 5, но ввести в эксплуатацию удалось только 2, 9 и 1 соответственно. Еще хуже ситуация в Витебской области, где планировалось создать 5 центров, Гродненской и Могилевской (по 4), но не появилось ни одного.

К настоящему времени функционируют 12 логистических центров различной функциональности: «Брест-Белтаможсервис», «Минск- Белтаможсервис», «Гомель-Белтаможсервис», «Двадцать четыре», «Озерцо-Логистик», «БелВингесЛогистик», «ШАТЕ-М Плюс», «Минск-Кристалл», «Королев Стан», «Белмагистральавтотранс», «БЛТ-Логистик», «Брествнештранс». Из них только три последних являются транспортно-логистическими центрами (ТЛЦ). До конца 2013 г. откроются еще 9 центров, в т.ч.: «Прилесье» (50 тыс. м2), «ИнтерСтройПорталПлюс» (20 тыс. м2 складских площадей) и промышленно-логистический парк «Оршанский авиаремонтный завод» с центром международной торговли (10,8 га общей площади). На 1 сентября на 19 земельных участках, отведенных под строительство логистических центров, определены инвесторы, которые ведут архитектурно-строительное проектирование, проектно-изыскательские и строительно-монтажные работы (36,5% всех участков). При этом только на одном из 4 свободных участков ведутся работы в Брестской области (Барановичи, ООО «ЕвроТорг») и Могилевской (стадия архитектурно-строительного проектирования ЗАО «Политекс» в д. Новоселки Могилевского района), в Минской — на 15 из 18, в Витебской — на двух из 5 (Орша — «Мотор-Сiч» и в г.п. Езерище — ИЧУСХПП «Детскосельский Городок»). В Гомельской и Гродненской областях не ведутся работы ни на одном из свободных участков. Правда, в августе т.г. специалисты Гродненского облисполкома начали процедуру Term Sheet — документальную предварительную экспертизу инвестиционного предложения от ИП «Чжунь-Цинь-Объединение» (Китай).

Остальные участки в настоящее время свободны от обязательств и предлагаются потенциальным инвесторам. При этом ставится задача повысить инвестиционную привлекательность региона; развить экономику по инновационному варианту; снизить транспортно-логистические издержки; повысить занятость населения и деловую активность в регионе. При необходимости облисполкомы вправе в течение 14 дней самостоятельно определить новое место строительства или подкорректировать существующее, например, увеличить границы участков, изменить специализацию и т.д.

Проанализировав существующие тенденции, Минтранс рекомендовал облисполкомам при принятии решений о заключении договора с инвесторами учитывать требования по специализации логистического центра и по наличию в нем набора функциональных действий, в т.ч. по наличию таможенного отдела (бюро). Между тем пока в стране нет логистических центров с оформленными сертификатами международного образца соответствия складскому хранению и переработки пищевых продуктов или декларациями качества обработки, отвечающими требованиям директив ЕС: 2002/99, 1069/2009, 142/2011. Только в центрах «Минск-Кристалл» и «Озерцо-Логистик» имеются складские площади, предназначенные для хранения товаров, подверженных влиянию факторов окружающей среды (с регулируемыми температурой и микроклиматом, антибактериальными упаковочными материалами и т.д.).

Кто не рискует, тот не обслуживает

Совокупность работ, выполняемых на различных логистических центрах, функционирующих в Беларуси, примерно одинакова: транспортировка, таможенное оформление, временное размещение и хранение, преобразование материальных потоков, обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания. При этом в соответствии с СТБ 2306 в логистическом центре можно выполнять 62 функции, а в логистическом процессе — более 770. Это говорит о том, что операторы прежде всего заинтересованы в скорейшем возврате вложений в условиях высоких ставок по кредитам, больших страновых, валютных и прочих рисков. Поэтому они делают ставку на предложение грузоотправителям высокомаржинальных услуг, а не создание долгосрочных программных продуктов.

Минтранс обращает внимание на то, что на этапе планирования строительства ряда логистических центров были допущены стратегические ошибки, в т.ч. в выборе специализации. Например, при строительстве ТЛЦ «БелВингесЛогистик» (группа компаний BiT-Union) не было учтено наличие подъездных железнодорожных путей, что в свою очередь сузило его возможности (при монотранспортном обслуживании эффект на 35–50% ниже, чем при интер- и мультимодальности) в условиях изменения конъюнктуры цен на услуги или иных факторов. Также не до конца был продуман вопрос с функционированием таможенных структур (дороговизна и сложность в подключении к оптоволоконным линиям, доставка персонала и т.д.). Поэтому облисполкомам рекомендовано требовать более детальную проработку технико-экономических обоснований логистических центров.

Кто везет, на того и грузят

Анализ Минтранса показал, что только 2 логистических центра в республике могут комбинировать различные виды транспорта, причем водный и воздушный не учитываются вообще. Между тем отечественный транспортный комплекс обладает относительной автономией (замкнутостью) по отношению к процессам, происходящим в глобальных логистических торговых системах, и имеет умеренную корреляцию с загрузкой железнодорожного подвижного состава. Поэтому планирование логистического процесса зависит от сложных, противоречивых и сезонных факторов. Ожидается, что тенденция аутсорсинга будет усиливаться, возрастет спрос на стандартизированные логистические услуги, гарантирующие получение эффекта для индивидуального заказчика независимо от финансовых и коммерческих рисков.

Объем рынка транспортных услуг по перевозке грузов в 2012 г. составил 305,8 млн. т, в т.ч. внутриреспубликанских перевозок — 238,5 млн. т, или 78% общего объема оказанных белорусскими перевозчиками. Общий объем транзитных перевозок грузов автомобильным транспортом через Беларусь, по данным таможенной статистики, в 2012 г. составил 14,9 млн. т, а железнодорожных — 45,4 млн. т на сумму 552,9 млн. USD.

Анализ перевозок грузов через нашу страну показывает, что затраты на транспортировку 1 паллета-места (на условиях DDP) составляют 43,1–53 EUR. Дешевле всего обходится транспортировка железнодорожным транспортом, который, по оценкам специалистов Минтранса, имеет наивысший потенциал влияния на развитие транспортно-логистической системы.

По данным статистики, только 6–7% всего транзита «задерживается» на белорусских логистических центрах, а до 5% грузов остается для потребления в республике. В прошлом году совокупный объем переработанных грузов в действующих логистических центрах превысил 160 тыс. т, а в денежном выражении — более 2,2 трлн. Br. При этом инвестиции только в логистическую инфраструктуру составили более 21 млрд. Br.

Общий складской объем логистических центров до конца 2015 г. составит более 735 тыс. м2, а инвестиции в их строительство и развитие — более 900 млн. USD, в т.ч. 132 млн. — на развитие транспортно-логистической инфраструктуры.

Анастасия ГРИГОРЬЕВА