$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

НЕОПАЛИМАЯ «КУПАЛИНКА»©

14.04.2015

Изготовитель верхнего трикотажа и белья ОАО «Купалинка» до конца года намерено выйти на безубыточную деятельность, сократив все виды затрат.

Итоги прошлого года не слишком порадовали солигорских швейников. Отгрузка на внутренний рынок в натуральном выражении сократилась на 27% по сравнению с 2013 г., на внешний — на 56,8%. Убыток достиг 17,8 млрд. Br, он был обусловлен списанием курсовых разниц и основных средств в связи с закрытием трикотажной фабрики. Скрывать потери менеджмент ОАО не собирается — напротив, новый директор предприятия Татьяна Ярота считает, что нужно видеть реальную картину, чтобы подтвердить действенность антикризисной стратегии.

Оптимизация затрат должна обеспечить компании в т.г. безубыточную работу, если выручка сохранится на уровне 2014 г. (130 млрд. Br). Предполагается, что меры по снижению издержек позволят снизить отпускные цены и повысить конкурентоспособность продукции. Например, переход на односменную работу существенно сократил расход электроэнергии. Приходится пересматривать и штатное расписание — с учетом опыта лучших частных компаний. Сейчас на предприятии работает 900 человек, в т.ч. 870 — на производстве, из которых около 300 — швеи. Во II полугодии 2014 г. пришлось сократить 70 человек, а в т.г. к ним добавятся около 100. К сожалению, безболезненных реформ не бывает.

Загрузка оборудования сейчас находится на уровне 65%. Повышение этого показателя могло бы обеспечить безубыточный уровень работы, но объемы сегодня диктует рынок. «Сейчас успешнее выживают небольшие мобильные предприятия, которые лучше ориентируются в рынке. Отшили пробную партию, оценили спрос и сделали вывод — повторить ее или нет, — объясняет Т.Ярота. — Мы шьем столько, сколько можем продать, создаем фирменные секции в крупных универмагах, набираем продавцов-консультантов для работы с нашим ассортиментом». Чтобы добиться увеличения продаж, пришлось взять на себя расходы на сбыт: закупать торговое оборудование, устанавливать рекламные модули.

Активизация сотрудничества с розницей и диверсификация внешних рынков — часть антикризисной программы «Купалинки». Серьезный удар белорусским швейникам нанесла девальвация российского рубля: цены на их товары в РФ стали неконкурентоспособными, потери составили почти 50% объема продаж. В придачу в самой России, в частности в Москве и Иваново, производится практически такой же ассортимент продукции, которая гораздо дешевле, хотя зачастую и ниже по качеству. Конкуренцию на российском рынке усугубляет поток товаров из третьих стран, существенно увеличившийся из-за вступления России в ВТО. Сказывается на спросе также снижение зарплат и рост безработицы среди россиян. Это заставляет белорусский легпром больше внимания уделять отечественному рынку. Переориентируется и «Купалинка». Но если объем продаж внутри страны с начала т.г. увеличился, то следующей проблемой стала затоваренность в торговле.

В поисках новых рынков сбыта «Купалинка» обратилась за содействием в МИД, менеджеры предприятия объехали страны Балтии. Первые договоры о сотрудничестве позволяют надеяться на постепенный рост экспорта. О давальческих заказах договориться не удалось, т.к. контрагенты выдвинули неприемлемые условия.

Постепенно исправляется ситуация и в России: валютная выручка в феврале была уже вдвое выше, чем в январе. На предприятии надеются не только вернуться на прежние позиции, но и нарастить экспорт, поставив в РФ до конца года более 1 млн. изделий. Но приоритетным все-таки будет отечественный рынок, на который отгрузят 64% выпущенной продукции, причем с ежемесячным обновлением ассортимента на 750 моделей в год, т.е. примерно на треть.

Художники «Купалинки» регулярно готовят по 35–40 новых моделей для запуска в производство. Как показывает анализ продаж, самыми удачными оказались бренд «Интрига», объединяющий линейку предпостельного женского белья, и детское белье «Соня». Вся продукция позиционируется в среднем ценовом сегменте.

Чтобы успешно конкурировать с частными компаниями, «Купалинка» вынуждена придерживаться агрессивной маркетинговой стратегии. Специалисты предприятия выезжают к работникам торговли с новинками, рассказывают о качестве и преимуществах используемых трикотажных полотен. «Торговля, неуверенная в покупательском спросе, боится брать на себя риски и заказывать конкретное количество изделий разных моделей, — объясняет Т.Ярота. — Но есть и приятные исключения: например, брестский ЦУМ такие обязательства на себя все-таки принял». По мнению директора «Купалинки», ритейл должен разделять риски с производителем, который и так постоянно анализирует рынок, старается следить за модой и предвосхищать желания покупателей. Впрочем, это в идеале. В реальности большая часть времени и энергии менеджеров ежедневно уходит на борьбу за снижение остатков на складе и взыскание долгов.

Просроченная дебиторская задолженность торговли перед «Купалинкой» составляет 12 млрд. Br, из которых на долю россиян приходится всего 2 млрд. Такое соотношение не случайно: предприятия белорусского легпрома, столкнувшись с падением продаж в России, переориентировались на небольшой внутренний рынок, который тут же оказался затоваренным их продукцией. Помочь здесь могли бы индивидуальные предприниматели. Если в прошлом году у «Купалинки» было 100 таких партнеров, то в этом году — на 40 больше. Правда, работать по предоплате они не берутся и пока не очень довольны размером торговой надбавки, которую могут себе позволить.

Если бы все должники вдруг выполнили свои обязательства, «Купалинка» смогла бы закупить трикотажное полотно и надолго обеспечить себе бесперебойную работу, расширить инвестиционную программу, для которой в т.г. требуется 400 млн. Br. Почти половину этой суммы предприятие получит из инновационного фонда отраслевого концерна. Все ресурсы будут направлены на покупку новых швейных машин, т.к. 60% имеющихся работает по 20 лет и более.

Оксана КУЗНЕЦОВА