$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

Неохваченный транзит

23.10.2007

Недавно в Венеции прошла международная конференция по логистике. Важное событие для мирового рынка — итальянцы (а также и немцы) являются «законодателями моды» в этом, пока не освоенном нами виде бизнеса. В ней принял участие и глава Белорусской ассоциации логистики «АБИЛОГ», ректор Международного института трудовых и социальных отношений (МИТСО третий год готовит логистов) Валерий ТОЛКАЧЕВ. Там ему был вручен сертификат мастера Европейской ассоциации логистики. По приезду домой мы поздравили Валерия Ивановича, признанного европейским экспертом по логистике, и попросили дать интервью «ЭГ».

— Валерий Иванович, может ли быть полезен для Беларуси опыт практической логистики Италии?

— Конечно, может. Более того, Европа рассматривает нашу страну как важный коммуникативный центр, откуда европейские товары можно продвигать в Россию (в т.ч. Калининградскую область), страны Балтии, Украину.

За последние 15-20 лет (с тех пор как транспортировка и переработка грузов стала весьма выгодным бизнесом) итальянские предприниматели перерабатывают значительную часть грузов, идущих через южную Европу. Там мне удалось посетить один из самых крупных логистических центров (ЛЦ) Европы, который вот уже 40 лет работает в 30-50 км от итальянской Вероны. ЛЦ Вероны состоит из системы огромных складов, длиной до 1000 м. И это не просто ангары, а предприятия, оснащенные современными складскими технологиями, где бог и царь — логист, обладающий знаниями программиста и аналитика, а не грузчик и завскладом.

Складские ангары Вероны разбиты на секторы, каждый из которых — мини-предприятие по переработке самых различных товаров. Здесь делают свой бизнес десятки арендаторов, производство которых «заточено» на обработку определенного вида товара. Рядом — кольцевая дорога, аэропорт.

— О создании у нас логистических центров говорится давно. Правительство дало ряд поручений по проработке создания нескольких десятков их. Этим летом такой центр был зарегистрирован в СЭЗ «Минск». Но полностью «материализоваться» он должен к 2013 г. («ЭГ» № 61 за 17 августа т.г.). Успеем ли грамотно использовать транзитные возможности?

— Можем не успеть. Если в ближайшие 2-3 года не приступим к созданию логистических центров, нас опередят другие страны, которые смогут предложить Западной Европе услуги по доставке, хранению и переработке грузов. Польша, страны Балтии (уже и Россия) зарабатывают на товаропотоках, идущих из Европы на Восток, Север и Юг. Магнитом для западного товара стали именно ЛЦ. Их создание в Беларуси решит сразу две задачи: проблему быстрого продвижения товаров внутри страны и обеспечение переработки транзитного товара.

Логистическим центром республиканского значения может стать ЛЦ, строительство которого планируется правительством в районе Национального аэропорта «Минск-2». Для строительства сети складских и терминальных комплексов потребуется 100-150 га земли. Республиканский логистический центр, созданный в аэропорту, мог бы обеспечить хранение и переработку самых различных грузов, прибывающих грузовыми авиарейсами со всего мира. Например, установка самых современных технологий упаковки даст возможность перерабатывать заморские фрукты и овощи, которые после прохождения мойки, сушки и фасовки смогут транспортироваться прямо в магазины. Можно даже организовать сборку зарубежной бытовой техники, в т.ч. и телевизоров. Создаваемая прямо в складских терминалах доля добавленной стоимости позволит окупить затраты на открытие центра уже за 3-5 лет. Соответственно вырастут и доходы государства, которое получит возможность развивать логистические сети в том направлении, которое оптимально соответствовало бы потребностям экономики страны.

Строительство первого ЛЦ повлечет развитие дорог и инфраструктуры. Например, для увеличения грузопотоков в рамках его строительства к аэропорту нужно еще подвести железнодорожную ветку, которая бы связала «Минск-2» с городом и основными железнодорожными магистралями.

— Но для появления только одного центра необходимы огромные средства. Как подчеркивают эксперты, объем инвестиций в возведение и освоение ЛЦ оценивается из расчета 2 млн. EUR на 1 га. Где найти такие деньги?

— Организуя производство нового товара, инвестор просчитывает: каким он должен быть и где его продать. В строительстве ЛЦ в Беларуси европейский (и, в частности, итальянский) бизнес готов участвовать без лишних колебаний. Глава института внешней торговли Италии Джузеппе Ваттани, имеющий ранг чрезвычайного и полномочного посла, в ходе встречи со мной подчеркнул, что Италия готова оказать помощь Беларуси в строительстве логистических сетей. Гарантия успеха данного предприятия — выгодное географическое положение Беларуси и хорошие авто — и железнодорожные магистрали.

Для этого итальянцы могут оказать любую — техническую, консультационную, методическую — помощь. И сам Ваттани, и председатель Итальянской ассоциации логистики профессор Доминико Нетти, а также крупный логист-практик Джулио Венециани готовы приехать к нам. И привести за собой тех, кто давно зарабатывает на оказании услуг в продвижении и переработке товаров и готов развивать свой бизнес в Беларуси. Бизнесу Европы на пути продвижения его продукции нужны современные склады, оснащенные новейшими технологиями хранения и переработки грузов, а также соответствующая инфраструктура на пути их следования к конечному потребителю.

При этом инвестору мало привлекательного проекта ЛЦ. Он ожидает цивилизованного отношения к своей персоне, начиная с таможни. Чтобы убедиться в том, что к нам едет не террорист, достаточно паспортного контроля. А еще европейский бизнесмен ожидает комфорта, к которому он привык. Мало только хороших гостиниц. Нужно предоставить выбор транспорта, на котором он мог бы добраться от аэропорта до столицы: такси или современный электропоезд. И услуги носильщика. Западный европеец привык не только считать деньги и время, но и требовать наличия привычных услуг. Сейчас, когда идет распределение сфер влияния транспортно-логистического сектора мирового рынка, важны и эти детали. И если Беларусь с ее товаром в Европу могут и не взять, то наши услуги бизнесу Евросоюза очень даже пригодятся.

— Валерий Иванович, нужно ли «завязывать» все транспортные потоки на один, пусть и очень большой логистический центр?

— Конечно, нет. Но опыт первого ЛЦ можно использовать и при строительстве других центров. Возведение их в первую очередь выгодно недалеко от Гродно и Бреста. Например, под Брестом, учитывая разную ширину железнодорожной колеи, достаточно построить 20-километровую ветку европейского полотна, а рядом возвести ЛЦ. Тогда перерабатываемые сегодня в Польше грузы можно будет перетянуть в нашу страну. Далее готовые к транспортировке и продаже товары можно будет в автофургонах и по железной дороге направлять до конечной станции назначения. Третьим местом появления ЛЦ могла бы стать Орша, являющаяся важным железнодорожным узлом страны.

Подстегнуть к созданию ЛЦ нас должно и грядущее вступление России и Украины в ВТО: учитывая более медленное продвижение в эту организацию Беларуси, соседи там окажутся быстрее. Благодаря транспортно-логистической инфраструктуре Беларусь сможет быть интересна для всех.

При этом создание ЛЦ обеспечит сотни новых рабочих мест. И не только в самих ЛЦ, но на различных объектах инфраструктуры международных трасс Брест-Москва, Гродно-Минск и др.

— А как быть с кадрами? Ведь логистов у нас — раз-два и обчелся.

— Кадры для нас — главная проблема. Ведь республиканский логистический центр — это целая торгово-промышленная корпорация. Только административно-управленческий аппарат РЛЦ потребует до 2-3 тыс. специалистов, среди которых логисты, бизнес — аналитики, другие специалисты, прекрасно разбирающиеся в логистике. В Европе человека, не имеющего диплома (сертификата), в котором написано, что он прошел курс обучения логистике, работать в логистические центры не берут.

Когда МИТСО объявил о подготовке специалистов в области логистики, белорусские предприятия не давали на них запросы. Сегодня ситуация изменилась. Так что и нам, и другим белорусским вузам придется много поработать, чтобы сформировать мощную систему подготовки кадров, имеющих знания в области торговли и складских технологий, транспорта, профессионалов, способных участвовать в формировании и движении товарных потоков.

— В нашей стране рождалось много прекрасных инициатив, которые ныне покоятся под ворохом бюрократических бумаг. Не станет ли строительство логистического центра еще одним несбывшимся шансом белорусской экономики?

— Чтобы реализовать за 2-3 года проект строительства ЛЦ, нужно создать межведомственную правительственную комиссию, которую бы возглавил премьер-министр (или вице-премьер). Войти в нее также должны люди, которые знают, что и как делать, — представители Минторга, Минтранса, АБИЛОГ, БАМАП, БелТПП.

Далее, когда появятся реальные инвесторы, комиссию могли бы дополнить другие специалисты госструктур, которые бы занялись разработкой программы строительства ЛЦ и подготовкой документации, работой с инвесторами, освоением земельного участка, вели бы надзор за строительством ЛЦ и его эффективной работой.

Участие государства в создании нового сегмента рынка не будет лишним. Даже в Италии работу ЛЦ организуют госинституты, но помещения складов арендуют конкретные бизнес-структуры, зарабатывающие деньги на переработке грузов. А вот в России логистическими центрами управляют частные специализированные компании. Они имеют высокие профессиональные навыки, но, как оказалось на практике, не всегда могут обеспечить должный уровень коммуникации с представителями местной власти, а их цели часто не соответствуют задачам, стоящим перед экономиками регионов. Так что итальянский вариант для нас предпочтительнее. Он поможет быстрее притянуть мировые товаропотоки. Если опоздаем, европейский капитал, заинтересованный в быстром обороте вложенных денег, найдет обходные пути.

Беседовала Тамара МАРКИНА