$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Необходимо устранять элементы скрытого земельного рынка и наводить порядок на земле

06.12.2006
29 ноября в Национальном пресс-центре состоялась пресс-конференция Председателя Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь Г.Кузнецова. Поводом для ее проведения послужило принятие Указа Президента Беларуси №671 от 14 ноября 2006 года «О некоторых особенностях порядка изъятия и предоставления земельных участков», а также принятие 30 ноября 2006 года Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом чтении Кодекса Беларуси о земле.

Председатель Государственного комитета по имуществу Г.Кузнецов напомнил журналистам, что еще 28 января 2006 года Главой государства А. Г. Лукашенко был подписан Указ №58 «О некоторых вопросах изъятия и предоставления земельных участков», который вступил в действие со 2 мая 2006 года.

В соответствии с этим документом изъятие и предоставление сельскохозяйственных и лесных земель входит исключительно в компетенцию Главы государства. Г.Кузнецов напомнил журналистам, что на одном из совещаний Президент Беларуси А. Г. Лукашенко сказал: «У нас одно богатство — люди и земля, и к ним необходимо бережно относиться… Необходимо, чтобы каждая сотка, каждый гектар сельскохозяйственных земель давал продукцию».

Одно из нововведений, которое несет в себе Указ Главы государства №58, — значительное сокращение сроков рассмотрения органами власти заявлений граждан на выделение земельных участков и их последующего оформления — с пяти месяцев до трех.

Для граждан, постоянно проживающих в сельской местности, при выделении и оформлении земельных участков введен заявительный принцип «одного окна». В соответствии с этим принципом установлен упрощенный порядок измерения земельного участка, при этом все работы производятся бесплатно — как правило, землеустроителем, который обслуживает сельский Совет. В компетенцию землеустроителя входит и доставка документов того или иного гражданина на регистрацию его права собственности на владение земельным участком. «По сути, государство взяло на себя все основные работы по оформлению и регистрации земельного участка, оставив за сельским жителем только оплату 37 тысяч рублей за регистрационную работу», — сказал Г.Кузнецов.

По словам выступавшего, заявительный принцип «одного окна» установлен и для юридических лиц. Землеустроительная организация, которая выполняет землеустроительные работы, может по сквозному договору-подряду и на основании этого договора идти от этого юридического лица или гражданина с заявлением в агентство по государственной регистрации и выполнить за этого гражданина или юридическое лицо все работы сама, вручив ему правоудостоверяющие документы.

Г.Кузнецов также сообщил, что в соответствии с Указом Президента Беларуси №58 «О некоторых вопросах изъятия и предоставления земельных участков» отменен Государственный акт на право собственности земельным участком. Вместо него вводится Свидетельство о государственной регистрации земельного участка, которое и является правоудостоверяющим документом.

«Мы предлагали, чтобы с 1 января текущего года все пустующие земельные участки, находящиеся в частной собственности, были изъяты у их владельцев — в полном соответствии с законом, — сказал Г.Кузнецов. — Однако Глава государства не пошел на этот шаг, дал возможность гражданам в течение года распорядиться этими участками: начать строительство либо продать их новым владельцам. Отныне с 1 января 2007 года пустующие земельные участки, на которых не начато строительство и которые не законсервированы, будут изъяты и перераспределены либо между нуждающимися, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в местных органах власти, либо будут проданы через аукционы».

В соответствии с Указом Президента Беларуси №58 установлен особый порядок предоставления земельных участков в г.Минске, его пригороде и городах областного подчинения. При наличии градостроительной документации (проектов детального планирования) не надо оформлять материалы предварительного согласования. Эти земельные участки можно сразу оформлять под отвод и приступать к строительству. Это, по словам выступавшего, позволит значительно сократить сроки общего строительства объекта и ввода его в эксплуатацию.

В г.Минске, областных городах и их пригородных зонах земельные участки, за исключением нуждающихся в их предоставлении, предоставляются только через аукционы. Юридическим лицам (за исключением определенных указом государственных органов и государственных предприятий) — также через аукционы — на заключение права договора аренды.

Такая практика, по словам Г.Кузнецова, не новая, она начала вводиться в республике с 2003 года. За эти годы было проведено порядка 70 аукционов. Только в прошлом году выручка от них составила 1 млрд. 500 млн. руб., которые пополнили бюджеты местных органов власти.

«В соответствии с Указом Главы государства №58 местными органами власти создается комиссия по выбору земельного участка. Эта мера введена только для г.Минска, в котором каждый четверг проводится заседание комиссии и все ее члены прямо за столом подписывают акт выбора земельного участка».

При отводе земельного участка, на котором строительство будет производиться без вырубки древесных насаждений и в течение менее одного года, разрешение на строительство производится без отвода земельного участка, на основании проекта строительства тех или иных объектов.

«Когда мы столкнулись с практическим применением Указа Главы государства №58, оказалось, что для г.Минска и его пригорода имеются определенные нюансы, — сказал Г.Кузнецов. — К примеру, в столице, помимо Генплана, нет никаких проектных разработок — проектов детального планирования, а также крупных архитектурных проектов, в соответствии с которыми можно выделять земельные участки без разрешения проведения проектно-изыскательских работ. Поэтому руководством г.Минска был поднят закономерный вопрос об установлении особого порядка отчуждения и предоставления земельных участков. Именно в этой связи и появился новый Указ Президента Беларуси №671 от 14 ноября 2006 года «О некоторых особенностях порядка изъятия и предоставления земельных участков». Этот документ вступает в законную силу с 1 января 2007 года».

Согласно новому документу, свободные экономические зоны освобождены от проведения аукционов, поскольку там уже имеются инвесторы, которые определились с местом строительства. Если юридическое лицо приобрело право аренды на земельный участок через аукцион и возвело на этом месте какое-либо предприятие или цех, то для расширения производства (без изменения цели производства) не требуется дополнительного проведения аукциона на право заключения договора аренды на дополнительный земельный участок.

В соответствии с Указом Президента Беларуси №671 установлена жесткая административная ответственность за нарушение сроков предоставления документов на согласование по вопросам отчуждения и предоставления земельных участков. В г.Минске оформление землеустроительных материалов доверено коммунальному унитарному предприятию «Земпроект».

Еще одно нововведение, которое несет в себе Указ Главы Государства №671, — акт выбора земельного участка не будет утверждаться исполкомом. Это право остается за комиссией по отводу земельного участка, членами которой будут устанавливаться сроки разработки проектной документации. При Минском горисполкоме будет создана хозрасчетная организация, которая в течение одного месяца должна собрать все технические условия для подключения к городским сетям и выдать архитектурно-планировочное задание. После этого председателем исполкома принимается решение, согласно которому, разрешено проектирование и строительство объекта. Строительная организация в проектном институте заказывает генплан участка, а руководитель городской службы — утверждает этот генплан, передает его унитарному коммунальному предприятию «Земпроект», которое и оформляет юридическое дело на изъятие и предоставление земельного участка и вносит на заседание исполкома. Государственная регистрация земельного участка и выдача правоудостоверяющего документа производится специалистами «Земпроекта».

«В целом принятие Указа Президента Беларуси №671 от 14 ноября 2006 года «О некоторых особенностях изъятия и предоставления земельных участков» будет способствовать наведению порядка на земле», — сказал Г.Кузнецов.

Выступавший также сообщил, что в течение последних пяти лет значительно возросли цены на земельные участки в г.Минске и Минском районе. Согласно произведенной недавно кадастровой оценке земель, стоимость 1 квадратного метра в центре Минска, по словам Г.Кузнецова, приближается к 250 долларам США. Между тем, пять лет назад 1 квадратный метр земли в Боровлянах стоил около 5 долларов. Сегодня цена в этой зоне поднялась до 25 долларов. «В республике действуют подпольные группы по перепродаже земельных участков. Сегодня участки продаются по цене от 15 тысяч долларов до 110 тысяч долларов. Существует теневой рынок, от которого надо уходить», — сказал Г.Кузнецов.

Выступавший ознакомил журналистов с проектом Кодекса о земле, который в настоящее время вынесен на обсуждение депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Согласно этому документу, земельные участки будут предоставляться гражданам для строительства только одноквартирных жилых домов, что позволит исключить имеющие место случаи возведения вместо них многоэтажек, предназначенных для перепродажи имеющихся в них квартир.

Г.Кузнецов также отметил, что в целях устранения скрытого земельного рынка и вовлечения земельных участков в гражданский оборот предусматривается перейти от 5 типов прав на землю (частная собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное пользование, аренда, временное пользование) к двум — праву собственности и аренды. В то же время, по словам выступавшего, в проекте Кодекса о земле предусмотрено предоставление земель в постоянное пользование для строительства и обслуживания объектов недвижимости, находящейся в государственной собственности, юридическим лицам для ведения сельского хозяйства, а также жилищно-строительным кооперативам.

Г.Кузнецов подчеркнул, что участки на право пожизненного наследуемого владения будут предоставляться только гражданам Беларуси, проживающим в сельской местности, для строительства и обслуживания жилого дома, ведения личного подсобного хозяйства, а также в случае перехода участка по наследству.

«В соответствии с новым Кодексом о земле усиливаются гарантии защиты прав арендатора, — продолжил выступавший. — К примеру, срок аренды земельных участков для ведения сельского хозяйства не может быть менее 10 лет (сегодня такой срок — 5 лет)».

Г.Кузнецов отметил, что для устранения скрытого земельного рынка необходимо не просто перейти к предоставлению участков на праве собственности и аренды. «Почему бы не ввести принцип взимания платы за право заключения договоров аренды земельных участков, как это делается в таких зарубежных странах, как Китай, Польша, некоторых регионах России?», — предложил выступавший. Вместе с тем, по его словам, в случае окончательного принятия Кодекса о земле устанавливаются случаи предоставления участков в аренду без взимания такой платы: государственным органам, юридическим лицам для строительства и обслуживания государственной недвижимости, сельскохозяйственным организациям, в том числе фермерским для ведения сельского хозяйства, научным и государственным лесохозяйственным учреждениям.
 
По информации Национального пресс-центра Республики Беларусь.

Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях