Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Отрасли и рынки
29.04.2003 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Нелегкая жизнь "легкой" отрасли

Директора многих предприятий легкой промышленности Беларуси заметно нервничают: их усилия провести реструктуризацию фабрик, модернизировать основной капитал, раскрутить свой уникальный белорусский брэнд все чаще наталкиваются на инерцию или открытое ...

Директора многих предприятий легкой промышленности Беларуси заметно нервничают: их усилия провести реструктуризацию фабрик, модернизировать основной капитал, раскрутить свой уникальный белорусский брэнд все чаще наталкиваются на инерцию или открытое противостояние местных властей. Чиновникам сегодня важно сохранить рабочие места, отчитаться о выполнении прогнозных показателей, заплатить пенсии и зарплаты бюджетникам, собрать налоги. Директорат обеспокоен другим: если их предприятиям не дать экономической свободы, не "расшить" долги, то завтра целые города останутся без работы и денег. В этом смысле Брестская, Витебская и Гомельская области находятся в зоне повышенного риска.

Брест, Витебск и Гомель не могут спать спокойно

В легкой промышленности Беларуси производится 30% непродовольственных потребительских товаров. Основу этого сектора экономики, по сути, составляет деятельность концерна "Беллегром". Все, что находится за пределами данной структуры, выживает, скорее, за счет "полусерых" сделок, без которых не обходится ни одно предприятие. Беллегпром -- это 102 субъекта хозяйствования, на которых работает 120 тыс. человек. По статистике, из 91 промышленного предприятия концерна 71 (78%) является негосударственным, в том числе 53 -- акционерные общества.

Среди областей, попавших в наибольшую зависимость от работы легкой промышленности, находится Брестчина. Так получилось, что на ее долю приходится 59,4% всех производимых в стране хлопчатобумажных тканей, 51,2% -- чулочно-носочных изделий, 36,5% -- верхнего трикотажа и 20,2% -- тканей всех видов.

Анализ качественных показателей гомельских предприятий этой отрасли также должен вызывать беспокойство. Область производит 34,9% всех тканей, 65,2% от общего объема нетканых материалов, более 11% верхнего и бельевого трикотажа. Такие цифры ставят Гомельщину перед серьезной дилеммой: либо сегодня во что бы то ни стало заставить фабрики отрасли работать на казну и социальные индикаторы, либо начинать незамедлительно реформы, чтобы сохранить и развивать производство в будущем.

С трудом представляет себе решение социальных проблем региона руководство Витебской области без своих обувщиков и чулочников. Первые дают 38,4% от общего объема производства обуви, вторые -- 32,4% от всех чулочно-носочных изделий, выпускаемых в республике.

А вот Минск в этом рейтинге, пожалуй, наименее уязвим и зависим от проблем отрасли. Даже если Беллегром в одночасье обанкротится, Мингорисполком в этом случае потеряет не самого крупного налогоплательщика и не очень-то пополнит свободными кадрами биржу труда.

Словом, проблемы легкой промышленности Беларуси -- это, в первую очередь, головная боль ее регионов. И, конечно, главы концерна Эдуарда Нарышкина.

Тяжелый обморок или легкая клиническая смерть?

Некоторые статистические данные работы легкой промышленности обманчиво благополучны. В 1990г. в этом секторе функционировало 316 предприятий, сегодня -- 459. Правда, на них занято уже не 265 тыс. человек, как 13 лет назад, а всего лишь около 150 тыс.

В 2001г. "легковики" превысили объем производства 1990г. Производительность труда по сравнению с 1990г. возросла на 78%. Начиная с 2000г. неуклонно снижается прибыль. Не случайно руководство все чаще стало вспоминать 1999-й, когда рентабельность реализованной продукции была аж 22,6% (в 2002г. она упала до 5%). Износ активной части основных фондов на начало 2003г. составил 82%, ежегодно обновляется всего 2%, а для простого воспроизводства необходимо 20%.

И самое главное: отрасль продолжает испытывать острейший инвестиционный голод. В 2002г. не было выполнено задание по привлечению иностранных инвестиций в объеме 703 тыс.USD при ежегодной потребности отрасли более 30 млн.USD.

Комментируя итоги 2002г., когда объемы производства упали на 2,2%, президент Беллегпрома заключил, что предприятиям остро не хватает оборотных средств (более 65 млн.USD!). Если учесть, что 20 тыс. рабочих предприятий уже сегодня не у дел, а местные бюджеты продолжают перекладывать на производственников содержание социальной сферы (более 8 млн.USD затрат) и что более 40% имеющихся мощностей по-прежнему не используются, то перспективы видятся еще более мрачные.

"Объективные" причины

Легкая промышленность Беларуси создавалась в расчете на рынки Советского Союза: из БССР экспортировалось более 60% продукции. Как же случилось, что, обладая мощной производственной базой, белорусские "легковики" практически проиграли борьбу за рынки СНГ турецким, китайским и польским производителям?

По мнению Э.Нарышкина, главная причина такого спада -- в трудностях сбыта продукции вследствие ее низкой конкурентоспособности. Это связано прежде всего с технической отсталостью производства, а также с экспансией "серого" импорта -- товаров легкой промышленности, ввозимых физическими лицами без уплаты таможенных платежей и налогов. Свою "лепту" в это внесла и большая доля неорганизованной торговли (рынков) в общем объеме продаж товаров отрасли (более 35%).

Одним из факторов, сдерживающих развитие экспорта, руководство концерна считает проблему количественного ограничения на поставку текстильных товаров в страны Европейского союза. Но кто мешает правительству проводить такую политику, чтобы Беларусь и в ВТО приняли, и в ЕС пригласили? Что мешает ему вести полноценный диалог с европейскими партнерами, с МВФ, Всемирным банком, ПАСЕ, ОБСЕ -- теми международными структурами, с которыми гораздо проще договориться об увеличении товарных квот для Беларуси?

Старые решения старых проблем

Фундамент завтрашних проблем закладывается сегодня. Об этом думаешь, размышляя о причинах кризиса в легкой промышленности республики: если не остановить его сегодня, то очень скоро Брестская, Гомельская и Витебская области получат 50--70 тыс. безработных и новые социальные проблемы. Тем удивительнее, что никто из областного руководства так и не поддержал пока Э.Нарышкина. Суть его предложений заключается в незамедлительной структурной перестройке крупных промышленных предприятий отрасли в мелкие и средние в соответствии с требованием рынка. По словам президента концерна, без притока в отрасль инвестиций, необходимых для технического перевооружения и модернизации производства, не обойтись. Редко можно встретить руководителя крупного концерна, который выступал бы, по сути, за роспуск своей структуры и превращение ее в обыкновенную отраслевую ассоциацию по типу торгово-промышленной палаты. По мнению Э.Нарышкина, административный ресурс (замена директоров предприятий) практически исчерпан, а индивидуальные льготы если дадут, то лишь разовый эффект и только потребуют новых финансовых вливаний.

В легкой промышленности Беларуси пока еще сохраняется конкурентный потенциал. Такие известные предприятия как "Моготекс", "Лента", "Брестский чулочный комбинат", "Элема", "Галантея", "Чевляр", "Милавица", "Марко" и другие стараются изо всех сил держать свою "марку", но это им дается все труднее. Дай им государство экономическую свободу, упрости налоги и защити права их собственности -- ситуация в отрасли может измениться к лучшему, а Беларусь сможет вернуть утраченные позиции на рынке тканей, кожгалантереи, чулочно-носочных изделий, трикотажа, ковров или обуви.

Разумеется, Беллегпром не может требовать ускорения реформ. Пока он попросил лишь о государственной поддержке для ОАО "КИМ", "Витебские ковры", "Знамя индустриализации", вложил свою лепту в разработку законодательной базы (подготовлены проекты распоряжения Президента об освобождении от НДС поставок хлопкового волокна, указа главы государства и постановления Совмина "О долгосрочной государственной поддержке организаций Белорусского государственного концерна по производству и реализации товаров легкой промышленности"). Но этого мало. Да и содержание проектов документов позволяет говорить о том, что нашу легкую промышленность предлагают лечить старыми, уже не работающими методами и средствами. По-прежнему удивляет, что практически самоустранились от решения проблем отрасли облисполкомы и горисполкомы. Выбьет деньги для своих структур Э.Нарышкин -- прекрасно, тогда и они в доле (налоги, социальные платежи и поддержка инфраструктуры). Не будет денег -- чиновники обоснуют целый ряд "объективных" причин последовательного кризиса. Такой подход к решению отраслевых и региональных проблем нам, к сожалению, хорошо знаком.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений