$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Неизмеримая конкурентоспособность©

06.09.2013

Наша страна в очередной раз не значится в рейтинге глобальной конкурентоспособности, составляемом Всемирным экономическим форумом.

В Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 18.02.2011 № 216, одной из целей было названо вхождение в число передовых стран по ведущим международным рейтингам, характеризующим конкурентоспособность, деловую среду, уровень инновационного развития, эффективность государственного управления страны для улучшения международного имиджа Республики Беларусь и роста доверия у национальных и иностранных инвесторов к проводимой экономической политике. В частности, планировалось войти в число 30 лучших стран по условиям ведения бизнеса в рейтинге Всемирного банка и глобальной конкурентоспособности в рейтинге Всемирного экономического форума.

Однако, если в исследовании Всемирного банка Doing Business можно подняться вверх за счет формальных показателей, связанных с изменениями законодательства, то в рейтинге ВЭФ это сделать сложнее. Там общий индекс конкурентоспособности страны рассчитывается по трем основным группам показателей, каждая из которых снабжена своим весом и дополнительным набором индикаторов (всего их более ста), ранжируемых по баллам и получающих свое место в рейтинге. Если место страны по какому-то из индикаторов выше ее места в общем рейтинге, это считается конкурентным преимуществом.

В рейтинге пятый год подряд лидирует Швейцария с показателем в 5,67 балла из 7 возможных. Далее следуют Сингапур (5,61) и Финляндия (5,54), Германия (5,51) и США (5,48), которые после того как теряли позиции три года, восстановили первенство среди стран — поставщиков инновационных продуктов и услуг, усилили доверие к власти и финансовым рынкам, хотя по показателю макроэкономической стабильности занимают лишь 117-е место из 148.

Из постсоветских стран наивысшей оценки удостоилась Эстония, которая, набрав 4,65 балла, поднялась на 2 ступеньки и заняла в рейтинге 32-е место. На 39-й позиции — Азербайджан (4,51 балла, + 7), на 48-м месте Литва (4,41, -3), на 50-м — Казахстан (4,41, +1), на 52-м — Латвия (4,40, +3), на 64-м — Россия (4,25, +3), на 72-м — Грузия (4,15 балла, +5), на 79-м — Армения (4,10, +3), на 84-м — Украина (4,05, -11), на 89-м — Молдова (3,94, -2). На 6 позиций поднялся Кыргызстан — 121-е место (3,57 балла). Заметим, что улучшение позиций России относительно: в 2008 г. она занимала 51-е место в рейтинге. Теперь же улучшение связано лишь с макроэкономическими показателями. По таким параметрам, как нагрузка госрегулирования, доверие полиции, защита прав собственности и миноритариев, стимулирующая роль налоговой политики к труду и инвестированию, качество управления школами, способность удерживать таланты, внедрять и передавать новые технологии на уровне компаний или закупать их через госзаказ, Россия занимает места ближе к концу рейтинга.

Вероятно, те же факторы повлияли бы на оценку конкурентоспособности нашей страны, если бы наши показатели исследовались аналитиками ВЭФ. Учитывая замедление темпов роста, высокую инфляцию, ограниченность рынка, ограничения рыночных механизмов и избыток госрегулирования, вряд ли Беларуси удалось занять место, соответствующее правительственным планам. Впрочем, дело не в методологии: мы до сих пор не наладили сотрудничество с составителями рейтинга, чтобы хотя бы участвовать в нем. Тем временем число стран, фигурирующих в исследовании ВЭФ, растет: за последний год стало на 4 страны больше, например, добавились Лаос, Бутан и Мьянма.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях