$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Инвестиции

НЕГАРАНТИЙНЫЙ ФОНД©

04.10.2013

У зарубежных инвесторов нередко возникают вопросы о необходимости формирования резервных фондов для выплаты каких-либо пособий для работников при их выходе на пенсию, при ликвидации, банкротстве организаций по предусмотренным действующим законодательством Республики Беларусь основаниям.

Иностранные инвесторы привыкли при разработке бизнес-проекта закладывать в расходы отчисления на формирование различных резервных фондов, в т.ч. для того, чтобы обеспечить выполнение социальных обязательств. С другой стороны, в наше время обычной ситуацией является процедура банкротства, при которой должник имеет задолженность по зарплате перед своими работниками, порой весьма значительную. В ходе процедуры банкротства чаще всего управляющему удается погасить такую задолженность за счет средств, вырученных от реализации имущества должника, однако это требует порой значительного времени. С учетом инфляции денежные средства за такой период значительно обесцениваются. Бывшие работники предприятия-должника не хотят ждать и обращаются в общие суды с целью принудительного взыскания задолженности, ее индексации, жалуются в различные инстанции и т.д. Однако такие инициативы в большинстве своем приводят исключительно к росту задолженности предприятия, осложнению процедуры банкротства в связи с отвлечением управляющего от выполнения непосредственных мероприятий по банкротству должника.

В то же время в соответствии со ст. 30 Закона от 9.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» в случаях, установленных законодательством, в хозобществе образуются резервные фонды. Размер, источники и порядок их создания и использования устанавливаются законодательством. Также хозобщество может образовывать другие фонды, которые создаются и используются в соответствии с законодательством или уставом хозобщества.

В частности, в соответствии со ст. 76 ТК для обеспечения выплаты причитающейся работникам зарплаты, а также предусмотренных законодательством, коллективным и трудовым договорами гарантийных и компенсационных выплат в случае экономической несостоятельности (банкротства) нанимателя, ликвидации организации, прекращения деятельности ИП и в других предусмотренных законодательством случаях наниматели обязаны создавать резервный фонд зарплаты. Размер резервного фонда, основания, порядок его создания и использования определены постановлением Совмина от 28.04.2000 № 605 «Об утверждении Положения о резервном фонде заработной платы» (далее — Положение № 605).

Таким образом, законодательством определено обязательное создание резервных фондов для выплаты причитающейся работникам зарплаты, гарантийных и компенсационных выплат на случай экономической несостоятельности (банкротства) нанимателя, ликвидации организации и подробно регламентирован порядок создания и использования данного резервного фонда.

В частности установлено, что источником создания резервного фонда является прибыль, остающаяся в распоряжении организации, ИП после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Отчисления в резервный фонд производятся от прибыли отчетного года. В текущем году при наличии прибыли в резервный фонд могут производиться авансовые отчисления. Резервный фонд устанавливается в размере до 25% годового фонда зарплаты. Конкретный размер, основания, порядок создания и использования фонда определяются в коллективных договорах (соглашениях). Средства резервного фонда входят в состав денежных средств организации, ИП, хранятся на их расчетном счете и используются на цели, предусмотренные в п. 1 Положения № 605. На иные цели средства резервного фонда могут использоваться только с согласия работников в лице их представительного органа. При этом рекомендуется на основании коллективного договора (соглашения) устанавливать порядок и срок восстановления резервного фонда.

Таким образом, существует нормативный акт, разработанный еще на рубеже 2000 г., который не потерял, а, напротив, только приобрел повышенную актуальность. В то же время при всей лаконичности в Положении № 605, на первый взгляд, закреплены все основные вопросы создания и использования резервного фонда, которые могут возникнуть на практике. С другой стороны, Положение № 605 требуется привести в соответствие с реалиями времени.

Положением определено, что отчисления в резервный фонд производятся от прибыли отчетного года. Но на практике часто предприятие оказывается убыточным или имеет длительную устойчивую неплатежеспособность, причем задолго до возбуждения судом производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Это приводит к тому, что субъекты хозяйствования на вполне законных основаниях не формируют резервный фонд зарплаты. С точки зрения экономики, при довольно значительной динамике колебаний стоимости ресурсов, валют и т.д. замораживание средств не вполне обоснованно, а тем более на предприятии, которое изо всех сил борется с грядущей экономической несостоятельностью.

Также и размер резервного фонда, установленный в размере до 25% годового фонда зарплаты, вызывает вопрос о его обоснованности и экономической целесообразности. С момента принятия решения о ликвидации и, как следствие, уведомления сотрудников о грядущем увольнении наступает просто галопирующее начисление компенсационных и иных выплат по трудовым договорам — до 5 среднемесячных зарплат, компенсации за неиспользованный отпуск, непосредственно задолженности по зарплате и т.д. на одного сотрудника. Предусмотренные трудовым законодательством гарантии и компенсации делают буквально одномоментным значительное ухудшение финансовых показателей предприятия, в отношении которого принято решение о ликвидации. Более того, если предположить теоретически, что предприятие имеет благополучно сформированный резервный фонд зарплаты, то данный фонд, его влияние на финансовые показатели, с одной стороны, не позволят предприятию заявить о своей экономической несостоятельности. В то же время, с другой стороны, учитывая, что средства резервного фонда входят в состав денежных средств организации, ИП и хранятся на их расчетном счете, на практике данный фонд не сможет просуществовать до открытия процедуры банкротства — он будет изъят в ходе, как правило, предшествующих открытию процедуры банкротства принудительных мер по исполнению обязательств должника по платежам в бюджет и перед кредиторами.

Ссылки на коллективный договор (соглашение) делают Положение № 605 в целом нежизнеспособным, так как за исключением предприятий и учреждений госформы собственности заключение коллективных договоров и соглашений в настоящее время чаще исключение, чем правило.

Таким образом, идея рассматриваемого резервного фонда при всей своей необходимости и актуальности является сугубо декларативной. Поэтому необходимы корректировки трудового законодательства, в т.ч. и в части гарантий и компенсаций, хозяйственного законодательства в части формирования фондов субъектом хозяйствования, гражданского, налогового, процессуального и иных областей законодательства, а также законодательства об экономической несостоятельности. Необходимо также оптимизировать законодательство в части формирования резервных фондов зарплаты на случай банкротства субъекта хозяйствования, а также разработать современные методы обеспечения социальных гарантий.

Сергей ЛЯХ,

судья Хозяйственного суда Гродненской области

Роман ДОЛГОВ,

юрист