$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

НЕФТЯНЫЕ НАДЕЖДЫ©

02.10.2015

и финансовая опора

Белорусская экономика явно устала от нефтяной зависимости, но избавиться от нее не может. Поэтому «углеводородная» тема постоянно присутствует в любых макроэкономических программах и исследованиях. В какой тональности она будет звучать в ближайшие годы, рассказали участники конференции «Рынок нефтепродуктов и газа Республики Беларусь: производство, трейдинг, розница», состоявшейся на прошлой неделе в Минске.

Снижение цен на энергоресурсы обернется потерями в 2,25% ВВП в странах-экспортерах в 2015–2017 гг., говорится в докладе Международного валютного фонда World economic outlook. В частности, потери развивающихся стран-экспортеров сырья оцениваются аналитиками фонда в 1% ВВП по сравнению с 2012–2014 гг. Участники минской конференции не видят перспектив существенного изменения ситуации.

По мнению редактора агентства Platts Нэда Моллоя, падение мировых цен на нефть вызвано «сланцевым бумом» в США. При этом, хотя число буровых установок там сократилось почти вдвое, добыча сланцевой нефти остается на достаточно высоком уровне. В результате Америка импортирует все меньше нефти, а предназначавшиеся для нее объемы направляются в Европу. Одновременно снижаются темпы роста спроса на нефть. В прошлом году они достигли многолетнего минимума — выросли всего на 0,8 млн. баррелей в сутки.

Ожидания, что снижение мировых цен остановит разработку сланцевых месторождений в США, не оправдались. Американцы сокращают себестоимость добычи гораздо быстрее, чем могли себе представить аналитики. К тому же нефтяные компании умело хеджируют свои риски, а финансовые накопления позволяют им переживать текущие трудности. Такие ресурсы есть и у некоторых стран — членов ОПЕК, которые блокируют предложения по снижению добычи нефти.

По сути, нефтяной картель перестал выполнять свои функции. Правда, Международное энергетическое агентство прогнозирует, что в следующем году добыча все-таки будет сокращаться, хотя в сентябре т.г. прирост глобального спроса составил 1,7 млн. барр./сутки против 0,9 млн. в январе. Однако пока ключевые участники ОПЕК, не желая терять свою долю рынка, не намерены этого делать. Сбалансировать рынок могли бы действия других стран-экспортеров, но они вынуждены двигаться в русле тенденций, заданных США и Саудовской Аравией. Например, в России по итогам 2015 г. объем добычи нефти должен составить 489 млн. т, но в 2016–2018 гг. ожидается поэтапное снижение в среднем по 3 млн. т в год. В то же время объем экспорта нефти будет расти с нынешних 224 млн. т до 228,5 млн. Таким образом, российские власти надеются компенсировать потери от снижения цен на нефть, ухудшения конъюнктуры на рынке газа и исчерпания старых месторождений.

Дополнительным фактором сохранения низких цен на нефть является ожидание возвращения на мировой рынок Ирана, который может прибавить к ежегодной добыче как минимум 1 млн. барр./сутки.

Большинство аналитиков полагают, что в ближайшие годы нефть будет стоить от 45 до 70 USD/баррель. Изменить эти тенденции может эскалация нестабильности на Ближнем Востоке и сокращение инвестиций в добывающих компаниях. Возможно, начнет расти потребность в нефти в США и в еще большей степени — в странах Азии. К примеру, Китай значительно увеличил стратегические запасы нефти и продолжает строить новые нефтехранилища. Однако экономические трудности в странах BRICS способны дать дополнительный толчок к снижению цен на нефть и другие сырьевые товары.

Низкие мировые цены существенно повлияли на нефтяную промышленность. Компании сокращают рабочие места, инвестиции упали до 30-летнего минимума. Однако загрузка мощностей и доходы нефтеперерабатывающих заводов растут. Прибыль с 1 барреля нефти Urals у европейских НПЗ выросла с 2 USD в начале года до 8 USD летом. Отметим, что в январе–июле т.г. в Беларусь из РФ было поставлено 13,4 млн. т. нефти по средней цене 276 USD/т (около 37,9 USD/барр.), что на 29,4% дешевле, чем в прошлом году.

Шанс на рост

Сегодня Беларуси, как и России, приходится закладывать в бюджет и прогнозы развития экономики на ближайшие годы весьма пессимистический уровень цен на нефть и, соответственно, планировать снижение доходов и госрасходов. Впрочем, вице-президент Argus Медиа Крис Джадж, выступая на конференции, попытался нас обнадежить. Он считает, что сокращение прибыли заставит американские компании сократить добычу сланцевой нефти если не в 2015-м, то в 2016 г. и согласиться на цену 60–70 USD/барр. К тому же, если в США цены на бензин снижаются, а НПЗ в погоне за высокой маржой максимально загружают мощности, то в Азии и на Ближнем Востоке строятся новые перерабатывающие заводы. В Европе прибыль НПЗ достигла наивысшего показателя за последние 4 года. Но эти заводы уже устарели и давно не модернизировались, расходы на оплату труда там велики. На этом фоне довольно благоприятно выглядят перспективы белорусских НПЗ, считает Крис Джадж, т.к. они одни из самых современных. А вот заводы других стран СНГ, скорее всего, снизят конкурентоспособность выпуска дизтоплива.

Заметим, что по итогам I полугодия т.г. 10,5% чистой прибыли белорусских организаций приходится на Мозырский НПЗ и «Нафтан». При этом в общем объеме экспорта товаров в январе–июле 2015 г. нефть и нефтепродукты занимают 29,4% — показатель, сопоставимый со странами, традиционно считающимися основными экспортерами углеводородного сырья.

Мнение специалистов

Сергей Каморников, заместитель генерального директора РУП «Белоруснефть»:

— Сегодня мы работаем в условиях самых низких котировок на нефть за последние 10 лет и сокращения емкости внутреннего рынка. Здесь сказывается влияние множества внешних факторов. Прежде всего, это дисбаланс цен с Россией: стоимость нефтепродуктов отличается на 20–30%. Приграничные районы и транзитный транспорт очень чутко реагируют на эти тенденции и снижают потребление на белорусских АЗС. В текущем году впервые за долгое время возобновлен импорт российских нефтепродуктов, топливо завозится бензовозами российских операторов для реализации на фирменных АЗС, некоторые демпингуют. К такой конкуренции внутренний рынок непривычен из-за госрегулирования цен.

Сергей Гриб, заместитель гендиректора ЗАО «Белорусская нефтяная компания»:

— За январь–июль 2015 г. ЗАО «БНК» экспортировала 8,5 млн. т нефтепродуктов на 5,5 млрд. USD. Это на 9% больше, чем за весь прошлый год. В т.г. планируется увеличить экспорт нефтепродуктов на 42,3% по сравнению с 2014 г., до 11,1 млн. т.

В этом году мы стали крупнейшим давальцем нефти на белорусские НПЗ. Кроме того, за 7 месяцев т.г. БНК увеличила транзит нефтепродуктов на 72% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., до 6,1 млн. т, а поставки на внутренние рынки — на 21%, до 2,3 млн. т.

При этом транзитные потоки несколько изменились. Поставки в литовские порты выросли примерно втрое благодаря выгодной логистике. Ставится задача прочнее закрепиться на рынке стран Балтии, который мы видим основным для ОАО «Нафтан». В ближайшее время проведем конкурс на реализацию дизтоплива этого завода. Предполагаемые объемы поставок — 30–40 тыс. т в месяц. Особенность конкурса в том, что завод готов предлагать продукт необходимого класса в течение всего года. Таким образом, БНК в 2016 г. составит серьезную конкуренцию традиционным поставщикам топлива в странах Балтии.

Поставки в Украину выросли на 15%, но сейчас продажи там ведутся с нулевой премией. Кроме того, налаживается сбыт в Словакии, Чехии и Польше. В частности, дочерняя Beloil Polska увеличила продажи за 7 месяцев на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. Однако бензин на европейский рынок БНК не продает — мешает заградительная 5-процентная пошлина.

В следующем году планируется выйти на розничные рынки Молдовы, Латвии, Польши, расширить свое присутствие в РФ и Украине.

Сергей Хомич, начальник управления реализации нефтепродуктов ОАО «Нафтан»:

— Около 60% производимой на нашем предприятии продукции поставляется за рубеж. В прошлом году 81% экспортируемой продукции реализовано через БНК. В общем объеме экспорта 16% — это продукты ОАО «Полимир», присоединенного в 2008 г. Общий объем внешних поставок в 2014 г. — 2,7 млрд. USD, за I полугодие т.г. — 1,3 млрд.

Дальнейшая модернизация позволит увеличить переработку с нынешних 10,8 млн. т до 12 млн., сохранить конкурентоспособность, принесет дополнительный денежный поток.

Владимир Сизов, заместитель генерального директора ОАО «Мозырский НПЗ»:

— Мы достигли уровня выработки продукции по самым высоким стандартам. Дальнейшая реализация инвестпроектов направлена на увеличение глубины переработки, что позволит в изменяющихся экономических условиях повысить рентабельность независимо от колебаний конъюнктуры мирового рынка и изменения налоговых условий при поставках сырья. Получаемая сегодня прибыль позволяет продолжать модернизацию.

После реализации инвестпроектов, структура выпуска изменится: производство автобензинов увеличится на 2% до 26%, дизтоплива — на 8% до 40%, мазута — снизится с нынешних 24% до 6%. При этом весь товарный мазут будет производиться по европейскому стандарту ISO 8217. Отбор светлых нефтепродуктов повысится до 71,3%.

Сергей Кузавков, председатель правления Beloil Polska:

— Наша компания занимает 39 место в рейтинге топ-200 топливных фирм в Польше по версии E-petrol и Coface. В текущем году мы планируем увеличить продажи нефтепродуктов и сжиженного газа на 26,5% к уровню 2014 г., до 248 тыс. т.

Опыт работы на европейском рынке позволяет отметить ряд недостатков в сотрудничестве с белорусскими НПЗ. Например, на них не всегда возможен налив топлива в автотранспорт, поскольку заводы всегда были ориентированы на крупнотоннажное производство, отгрузку по железной дороге. В то же время нам иногда требуются небольшие поставки.

Различны и подходы к ценообразованию. Скажем, в Польше битум продается по фиксированным ценам, биокомпонент — как по ним, так и по формулам. Но белорусские заводы формируют цены на первый только по формулам, а на второй — нет. В результате невозможно заключать долгосрочные контракты. Базовые масла белорусские изготовители продают по фиксированным ценам, но в Европе требуются понятные котировки, чтобы выстраивать долгосрочные программы закупок. Есть и проблемы с доступностью ресурсов. В частности, биокомпонент иногда полностью остается на внутреннем рынке.

Виктор Краснянский, председатель правления ООО «TransBaltic OIl»:

— С начала года мы перевалили через порты 1,8 млн. т нефтепродуктов. В Латвии наша доля пока составляет около 1/5 рынка, но планируется довести ее до 30% к 2020 г. за счет увеличения реализации нефтепродуктов мелким оптом с нефтебаз и в розницу на АЗС. Сегодня на рынке Латвии доминируют литовские компании, но половина их поставок — это белорусская продукция. Конкуренция побуждает улучшать сервис, мы предлагаем реализацию топлива как по котировкам Platts, так и по фиксированным ценам, а также по фьючерсам на ICE Gasoil, а также частичную оплату транспортировки до нефтебазы. Хеджирование валютных рисков позволило увеличить объемы продаж: по дизтопливу в Латвии — до 8%, Литве — 21%, Эстонии — 1%. В этом году заключены долгосрочные контракты на поставки в аэропорты Риги и Вильнюса реактивного топлива. Теперь по нему наша доля достигла 50%, причем удалось потеснить польский нефтяной концерн Orlen.

Подготовила

Оксана КУЗНЕЦОВА
 

Справка «ЭГ»

За 8 месяцев т.г. в Беларуси было произведено 2819,4 тыс. т бензина, что на 3% больше, чем в январе–августе 2014 г., 5590,5 тыс. т дизтоплива (рост на 9,6%), 5010,7 тыс. т мазута (рост на 32,9%), 54,3 тыс. т смазочных масел (снижение на 20,9%). В то же время за рубеж в январе–июле было поставлено 10,1 млн. т нефтепродуктов (на 17,8% больше, чем годом ранее) на сумму 4,38 млрд. USD — на 1/3 меньше, чем в январе–июле 2014 г. Средняя цена поставок сократилась на 42,5%. Одновременно импорт нефтепродуктов в республику вырос в натуральном выражении в 3,9 раза, до 659 тыс. т, а в стоимостном — в 2,4 раза, до 1,04 млрд. USD.