Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Факты, комментарии
18.02.2014 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Нефтяной источник иссяк... ... а молочный надо остановить

Евразийская экономическая комиссия подвела итоги внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза и Единого экономического пространства за 2013 год. Они оказались довольно скромными, особенно по сравнению с радужными обещаниями, звучавшими в хо...

Евразийская экономическая комиссия подвела итоги внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза и Единого экономического пространства за 2013 год. Они оказались довольно скромными, особенно по сравнению с радужными обещаниями, звучавшими в ходе заключения интеграционных соглашений.

По оперативным данным, объем внешней торговли товарами государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства с третьими странами за январь–декабрь 2013 г. составил 931 млрд. USD, в т.ч. экспорт — 585,4 млрд. USD, импорт — 345,6 млрд. USD. По сравнению с аналогичным периодом 2012 г. объем внешней торговли сократился на 0,4%, или на 3,6 млрд. USD, в т.ч. экспорт товаров уменьшился на 1,4%, а импорт увеличился на 1,4%. Нужно отметить, что без учета топливно-энергетических товаров объем экспорта уменьшился на 6,1%, а импорт увеличился на 1,8%.

Сальдо внешней торговли товарами сложилось положительное в размере 239,8 млрд. USD — на 5,1% меньше, чем годом ранее. Объемы внешней торговли государств — членов ТС и ЕЭП за прошлый год представлены в таблице (млрд. USD):

Объем взаимной торговли государств — членов ТС и ЕЭП за январь–декабрь 2013 г. составил 64 136,1 млн. USD, или 94,5% к уровню соответствующего периода 2012 г. В том числе объем торговли между Беларусью и Казахстаном достиг 925,3 млн. USD (1,5% общего объема), что на 3% больше, чем год назад, между Казахстаном и РФ — 23 492,1 млн. (36,6%) — рост на 1,7%, а между Россией и Беларусью — 39 718,7 млн. (61,9%), что на 9,4% меньше, чем в 2012 г. Такое снижение, как отмечает ЕЭК, обусловлено существенным сокращением поставок нефтепродуктов из России в Беларусь после того, как в 2012 г. по сравнению с 2011-м их объемы выросли в 1,5 раза. Без учета топливно-энергетических товаров объем взаимной торговли государств — членов ТС и ЕЭП по сравнению с январем–декабрем 2012 г. увеличился на 0,3%, наглядно подтвердив признание президента РФ Владимира Путина о том, что энергоносители исчерпали себя как источник роста экономики.

 

Евразийская экономическая комиссия провела анализ ситуации на рынке молока и молочных продуктов в Таможенном союзе.

В январе–ноябре 2013 г. стоимостный объем импорта молочной продукции в Таможенный союз из стран дальнего зарубежья увеличился на 25,7%, физический — на 17,6% по сравнению с тем же периодом 2012 г. В частности, ввоз сыров и творога вырос на 12%, йогуртов и кефира — на 33%, сливочного масла — на 46%, а ввоз сухих и сгущенных молока и сливок увеличился в 2,1 раза. Среди важнейших факторов, вызвавших рост импорта молочных продуктов из стран дальнего зарубежья, ЕЭК выделяет:

1. Дефицит на рынке стран Таможенного союза ресурсов сырого молока, в т.ч.предназначенного для переработки. Такая ситуация сложилась в связи с недостаточными капитальными вложениями в развитие молочного животноводства, недостатком кормов вследствие их удорожания, в т.ч. после засухи 2012 г., невысокими качественными характеристиками получаемого молока вследствие ухудшения состояния молочного стада. Кроме того, снижение производства молочных продуктов связано с уходом с рынка малых и средних молокоперерабатывающих производств, нерентабельных ввиду сезонности поступления молока и возросших производственных затрат.

2. Снижение ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза в 2012–2013 гг. на ряд молочных товаров в связи с выполнением тарифных обязательств перед ВТО. Так, ставка ввозной таможенной пошлины на сухое молоко и сливки снизилась с 25% до 18,3%, а на сухое молоко с содержанием жира более 1,5% с добавлением сахара или других подслащивающих веществ до 22,5%. Адвалорная составляющая ставки на сливочное масло возросла с 15% до 17,5% и 18,3%, но специфическая сократилась с 0,4 евро/кг до 0,147 евро/кг, 0,19 евро/кг, 0,27 евро/кг (на разные виды масла).

3. Ценовая неконкурентоспособность поставок некоторых видов молочной продукции из стран Таможенного союза по сравнению с предложением из стран дальнего зарубежья. Например, средняя контрактная цена сливочного масла при ввозе в Казахстан из дальнего зарубежья за 11 месяцев прошлого года равнялась 4,4 USD/кг, а из Беларуси — 4,9 USD.

4. Изменение потребительских предпочтений в странах, рост спроса на ассортимент, более востребованный населением. Например, в товарной структуре белорусского ввоза сыров в январе–ноябре 2013 г. поставки плавленых сыров из Польши выросли в 2,9 раза, а твердых и полутвердых сыров с пониженным содержанием жира из Литвы — в 7,3 раза.

Поставки сыров в Беларусь из России также выросли на 48%, однако основу российского импорта составляли жирные молодые сыры, импорт которых в Беларусь в январе–ноябре 2013 г. увеличился в 3,7 раза, и твердые и полутвердые сыры с обычным содержанием жира — рост в 4,5 раза.

Основные риски, которые мы отмечаем, связаны с дефицитом на рынке стран ТС сырого молока, в т.ч. предназначенного для переработки, что может привести к тому, что производители стран ТС потеряют часть совокупного молочного рынка «тройки», а эффективность взаимодействия участников аграрно-производственных кластеров в ТС окажется под вопросом. Это неизбежно приведет к росту импорта молочной продукции из стран дальнего зарубежья, которая гораздо сильнее подвержена негативному влиянию мировых цен на молоко, соответственно, цены на молочные товары поднимутся и в странах ТС. Уже сейчас наблюдается рост импорта сливочного масла, сухого молока, сыров, признал министр по торговле ЕЭК Андрей Слепнев.

В данной ситуации необходимы совместные системные меры по повышению конкурентоспособности молочного животноводства стран ТС и молокоперерабатывающей промышленности. При этом возможности таможенно-тарифного регулирования жестко ограничены обязательствами по участию России в ВТО, а применение инструментов защиты внутреннего рынка потребует времени на проведение расследования по всей процедуре по правилам ВТО. В данной ситуации целесообразно было бы стимулировать специализацию стран на производстве определенных видов молочной продукции инструментами коллективной финансовой поддержки и координировать политику в области государственного субсидирования молочного производства, — считает министр. Есть возможности совместного проектного финансирования в АПК и, прежде всего, в молочном секторе и проведения единой политики в области племенного животноводства.

Тем временем российский Национальный союз производителей молока направил обращения министру сельского хозяйства РФ Николаю Федорову и вице-премьеру Аркадию Дворковичу, протестуя против возобновившихся переговоров по соглашению о свободной торговле между Новой Зеландией и странами Таможенного союза. В обращении отмечается, что из-за благоприятных климатических условий и больших пастбищных площадей экспортные цены Новой Зеландии значительно ниже стоимости продукции на внутреннем рынке ТС. При этом Новая Зеландия планирует к 2025 г. удвоить экспорт сельхозпродукции до 64 млрд. USD. В результате создания зоны свободной торговли импорт молокоемких продуктов из Новой Зеландии в Россию может вырасти в 3 раза в денежном выражении уже к 2016 г. — до 600 млн. USD. Даже длинное «логистическое плечо» не повлияет на снижение конкурентоспособности продукции из Новой Зеландии: стоимость доставки продукции в Россию составляет около 300 USD/т. Таким образом, создание ЗСТ с этой страной, по мнению российских молочников, повлечет сокращение местного производства, поголовья скота, валовых надоев, рабочих мест, падение внутренних цен, уменьшение инвестиционной привлекательности молочной отрасли, приведет к значительным потерям бюджета и снижению продовольственной безопасности. Заметим, что эти же последствия «Союзмолоко» называет, требуя ограничения поставок молочной продукции из Беларуси в Россию. Таким образом, как имеющаяся интеграция, так и перспективы ее расширения влекут противоречия, разрешить которые российские власти не могут, ограничиваясь невнятными обещаниями.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by