$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

НЕФТЬ КРАСНА БЕНЗИНОМ©

15.03.2013

Беларусь и Россия согласовали поставки нефти во II квартале 2013 г. в объеме 5,75 млн. т. Соответствующая договоренность достигнута 12 марта по итогам переговоров первого заместителя премьер-министра Беларуси Владимира Семашко и заместителя председателя правительства РФ Аркадия Дворковича.

В I квартале в республику также была запланирована поставка 5,75 млн. т российской нефти, из которых 5,025 млн. т — трубопроводным транспортом. В апреле–июне так транспортировалось 5,3 млн. т, остальное — по железной дороге.

Условия поставок российской нефти в Беларусь во II квартале нынешнего года будут несколько лучше, чем в I квартале, т.к. объемы транспортировки нефти трубопроводным транспортом увеличатся соответственно с 5,025 млн. т до 5,3 млн.т.

Переговоры по балансу поставок нефти в III–IV кварталах будут продолжены. Всего в 2013 г. Беларусь планирует импортировать 23 млн. т российской нефти. По половине этого объема стороны уже договорились. Причины такой краткосрочности (ранее балансы всегда подписывались на год) официально не объясняются. Невольно они увязываются с заявлением об обсуждении во время переговоров «перспектив реализации крупных совместных белорусско-российских интеграционных проектов и практических шагов по их выполнению». Пресс-секретарь вице-премьера РФ А.Дворковича Алия Самигуллина уточнила в среду, что речь идет о проектах ОАО «Российская электроника», ГК «Ростех» и ОАО «Интеграл», Роскосмоса и ОАО «Пеленг», о вхождении ОАО «Минский завод колесных тягачей» в структуру российского оборонно-промышленного комплекса, о взаимодействии ОАО «МХК «ЕвроХим» и ОАО «Гродно-Азот». Кроме того, до конца марта Минпромторг РФ и Минпром РБ должны рассмотреть концепцию создания холдинга ОАО «РОСБЕЛАВТО», подготовленную ОАО «КАМАЗ» и «МАЗ».

Интересно, что белорусские НПЗ тут не названы. Но в этом, похоже, уже нет нужды: по словам г-жи А.Самигуллиной, стороны договорились об импорте в РФ в текущем году 3,3 млн. т белорусских нефтепродуктов. Отметим, что, согласно расчетам, в 2013 г. в республике должно быть произведено 4227 тыс. т бензина и 7575 тыс. т дизтоплива. Из них внутреннее потребление бензина оценивается в 1176 тыс. т, а 3051 тыс. должно пойти на экспорт. В прошлом году Беларусь экспортировала 3071 тыс. т легких дистиллятов, из которых 1152 тыс. т поступило в ЕС, 1422 тыс. т — в Украину и лишь 237 тыс. т — в Россию. Теперь, по-видимому, вектор поставок радикально изменится.

Еще недавно белорусские власти утверждали, что цены на российском рынке невыгодны, поскольку они ниже мировых. Теперь же в концерне «Белнефтехим» положительно оценивают возможность экспорта в РФ, уверяя, что «традиционно НПЗ стремятся к охвату близлежащих рынков, эффективных с точки зрения логистики. Экспорт в РФ расширяет географию поставок белорусских нефтепродуктов и повышает устойчивость функционирования предприятий».

Пока же если не устойчивым, то сенсационным стало снижение в начале марта цен на бензин на российском рынке, которое аналитики объясняют появлением значительных поставок из Беларуси. На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ), по словам управляющего директора Павла Строкова, в общем объеме торгов с декабря по март белорусское топливо составило 11,2%. Поставки из Беларуси обеспечили на прошлой неделе более 20% сделок по Аи-92. В результате индексы биржевых сделок с Аи-92 и Аи-95 на СПбМТСБ стремительно покатились вниз (см. график). Только 13 марта объем торгов на СПбМТСБ в секции нефтепродуктов вырос на 5,35%, а в натуральном выражении — на 2,75%. При этом цены на бензин «Регуляр-92» понизилась на 0,62%, до 30 733 RUB/т, «Премиум-95» — на 0,13%, до 31 807 RUB. По мнению российских аналитиков, белорусские объемы не являются главным фактором, но они «довлеют над рынком», особенно над продукцией местных НПЗ, которые вынуждены снижать цены на 400–1000 RUB/т.

Российские эксперты уверены, что в связи со снижением конце февраля — начале марта мировых цен на нефть белорусские НПЗ, традиционно работающие на арбитраже между рынками России, Украины, Прибалтики и Польши, могут без потерь для себя снизить цены на поставляемый в РФ бензин еще на 700 RUB/т. Действительно, в ЕС цены падают: например, на бензин, аналогичный Аи-92, с 6 по 12 марта — почти на 5%, до 969 USD/т. Правительство Украины, пытаясь поддержать свои НПЗ, начало расследование по импорту нефтепродуктов из Беларуси, что грозит для нас введением заградительных пошлин. На этом фоне в России, по данным СПбМТСБ, Белорусская нефтяная компания продает Аи-92 по 28 500 RUB/т при оптовой цене на местном рынке в 30 739 RUB. С учетом транспортных и прочих расходов это пока выгодно, в т.ч. для России, где сегодня перерабатывающих мощностей не хватает. Но вкладывать в их развитие деньги российским компаниям неинтересно — из-за налогов гораздо доходнее продавать за рубеж сырую нефть и темные нефтепродукты. Зато можно заставить белорусские НПЗ сменить вектор поставок на восток, используя «аргумент трубы», подкрепленный отсутствием долгосрочных соглашений. При этом белорусских автовладельцев снижение цен на заправках не ждет — согласно приказу «Белнефтехима» от 1.03.2013 № 81 они пока останутся неизменными.

Кирилл ПРУДНИКОВ