Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5828
EUR:
2.9496
RUB:
3.3879
Золото:
151.14
Серебро:
1.91
Платина:
80.63
Палладий:
156.94
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Недружелюбный рынок

Не удается отечественному производителю стать мобильнее и инициативнее зарубежного. Такой вывод можно сделать на основании подведенных правительством итогов выполнения Программы освоения производства и поставок на внутренний рынок товаров народного п...
Не удается отечественному производителю стать мобильнее и инициативнее зарубежного. Такой вывод можно сделать на основании подведенных правительством итогов выполнения Программы освоения производства и поставок на внутренний рынок товаров народного потребления, пользующихся повышенным спросом у населения и не производимых в республике.

Принятый в начале 1999г документ требует пересмотра и корректировки по причине того, что многие ранее запланированные производства сегодня не целесообразны.

Всего Программа предусматривала освоение производства 200 наименований товаров, в общем-то незатейливых: ножи садовые, напильники, вилы, сумки-термосы, шахматы, ручки шариковые, пилы и т.п. Удалось выпустить (серийное производство и опытные партии) порядка 130.

Первая причина -- недостаток финансирования. Предполагалось, что производство будет осваиваться за счет собственных средств предприятий и взятых ими кредитов (об их печальном финансовом состоянии и неподъемной стоимости заемных средств не говорит в последнее время только ленивый), коих, к сожалению, недостаточно. Так, в 2000г удалось инвестировать в проекты, предусмотренные Программой, менее половины от запланированного.

Изучение рынка показало, что производство многих товаров не целесообразно, ибо возможная цена реализации приведет предприятие к убыткам. Например, белорусская пила лучковая будет стоить около 9700 руб., тогда как аналогичная российская 3500 руб.; отечественный серп потянет на 2600 руб.(без НДС), а братский российский -- 1454 руб. и т.д.

В этих условиях срок окупаемости проектов составит от 10 до 150 лет, подсчитали специалисты.

Ряд белорусских товаров оказались неконкурентоспособными не только по цене, но и по своим техническим характеристикам, эстетическим и потребительским свойствам. В результате уже произведенный, он оказался не востребован (водоочистители "Криничка", комплекты игры "Настольный теннис", детские пластмассовые лыжи, футбольные мячи и пр.).

Потребительский рынок -- организм живой и подвижный. Понятно, что его запросы надо изучать и прогнозировать, чего пока практически нет у отечественного производителя. Тем не менее конкуренты дышат в спину, а это значит, что искать ниши на рынке все равно придется -- раньше или позже, с программой или без нее.

Валентина ВЕШТОРТ