Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2515
EUR:
3.4633
RUB:
3.4844
Золото:
248.77
Серебро:
2.95
Платина:
97.22
Палладий:
105.06
Назад
Факты, комментарии
06.07.2010 6 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Недостижимый статус

Визит представителей Еврокомиссии в Минск на прошлой неделе не принес сенсации: Беларусь пока не может претендовать на статус страны с рыночной экономикой. На его получение у нас уйдут годы, сообщил на прощание директор Департамента мер то...

Визит представителей Еврокомиссии в Минск на прошлой неделе не принес сенсации: Беларусь пока не может претендовать на статус страны с рыночной экономикой. На его получение у нас уйдут годы, сообщил на прощание директор Департамента мер торговой защиты генерального директората по внешней торговле Еврокомиссии Штефан Дипепер.

«Это долгий процесс, и я думаю, что он займет несколько лет. Беларусь должна предпринять определенные меры на макроэкономическом уровне, и эти меры должны носить системный характер», — заявил Ш.Дипепер. В их число, по мнению представителя Еврокомиссии, входят отмена госрегулирования цен, переход на международные стандарты бухгалтерской отчетности (МСФО), а также ряд других структурных реформ, которые предстоит осуществить белорусским властям на пути к рыночному капитализму.

Разумеется, рекомендации международных финансовых организаций можно игнорировать или выполнять формально. Они ни к чему не обязывают белорусское правительство, а рейтинги этих организаций, которым мы уделяем так много внимания, и вовсе носят сугубо иллюстративный характер.

Но статус рыночной экономики дается лишь при достижении конкретных результатов, которые нельзя имитировать. По определению, рыночной признается экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность субъектов. При этом отдельные косметические правки, скажем ценового законодательства, не могут скрыть факт госрегулирования весьма широкого круга цен и тарифов, ограничения надбавок и наценок, контроля за структурой цен, выражающегося в обязанности составлять калькуляции с расшифровкой статей затрат под угрозой штрафа.

Тотальное доминирование госсобственности, монополизм госструктур, система их поддержки, в т.ч. финансовой, выборочное применение процедуры банкротства, институт спецэкспортеров и специмпортеров отдельных товаров, вмешательство чиновников в работу частных предприятий (в т.ч. с требованием обеспечить прибыльность, плановый рост зарплат и т.п.) не позволяют Беларуси претендовать на рыночный статус.

Это можно было бы считать нашим внутренним делом. Но госрегулирование цен и различные меры господдержки заставляют партнеров за рубежом подозревать нас в неравных условиях конкуренции. Ведь при получении страной статуса рыночной экономики, подчеркнул Ш.Дипепер, «цены на внутреннем рынке должны служить надежным индикатором» при проведении антидемпинговых расследований. Выступая на семинаре с участием представителей органов госуправления и ведущих белорусских предприятий, Ш.Дипепер напомнил, что в структуре мер защиты торговли антисубсидиарные меры составляют на сегодняшний день около 14%, и подчеркнул, что в Еврокомиссии не исключают их увеличения. Пока подобные меры приняты в отношении белорусской стальной продукции и калийных удобрений. Но список может быть расширен.

Ш.Дипепер отметил, что некоторые страны, стремясь обойти защитные механизмы и проникнуть на европейский рынок, создают на территории стран ЕС сборочные предприятия. Но Еврокомиссия внимательно следит за их ценовой политикой и в случае выявления нарушений принимает адекватные меры.

Тем временем Еврокомиссия официально признала Россию страной с рыночной экономикой в августе 2002 г., Украину — в декабре 2006 г. Это позволило российским и украинским экспортерам (особенно химическим и металлургическим предприятиям) экономить ежегодно сотни миллионов долларов в год. В частности, такой статус предполагает, что при проведении антидемпинговых расследований ЕС будет использовать внутренние цены российских производителей для определения, применяется ли ими демпинговая тактика, а не теоретические цены третьих стран. Это дает существенные преимущества российским компаниям, экспортирующим продукцию в ЕС.

Интересно, что США не считают экономику РФ рыночной, но признали Казахстан страной с рыночной экономикой еще в 2002 г., а Евросоюз рассматривает этот вопрос с июня 2004 г. В феврале 2007 г. состоялся визит «оценочной миссии» ЕС в Казахстан, в июне 2008 г. в Еврокомиссию были направлены ответы казахстанской стороны на вопросник ЕС по критериям рыночной экономики, а в январе 2010 г. — дополнительные разъяснения. Недавно Еврокомиссия пообещала Астане принять решение до конца текущего года. Аналогичная процедура ждет и Беларусь. Между тем, если в Казахстане 85% экономики находится в частных руках, то у нас ситуация обратная. Всеобъемлющее государственное регулирование является краеугольным камнем белорусской социально-экономической модели. Пока такой принцип не изменится, Беларусь будет оставаться страны с «переходной экономикой». Как долго продлится переход, зависит от нас самих.

Вадим ЛЕБЕДЕВ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений