$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

НЕДОРОГИЕ ГОСТИ И СЛИШКОМ ДОРОГИЕ ВИЗЫ

28.09.2010

6 октября вступает в силу новая редакция Закона «О туризме», принятая Законом от 16.06.2010 № 139-З, призванная сформировать в стране полноценную индустрию путешествий и отдыха и превратить ее в преуспевающий сектор отечественной экономики. О нынешнем ее состоянии и перспективах рассказал на пресс-конференции заместитель Министра спорта и туризма Чеслав ШУЛЬГА.

По его словам, текущие тенденции обнадеживают: объем услуг в январе– июле т.г. вырос на 30,9% по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. При этом привлекательность столичных услуг падает на фоне их опережающего роста в регионах. Это следствие целенаправленной переориентации туристических потоков. Если раньше международные спортивные соревнования в основном проводились в столице, то сейчас они получают прописку и в регионах. Например, недавний чемпионат Европы по академической гребле проходил в Бресте, а чемпионат мира среди юниоров по волейболу — в Бобруйске. Естественно, в этих городах побывало много болельщиков из других уголков страны, а также из-за рубежа.

Трепетно относится министерство к иностранцам, пополняющим с каждым своим визитом валютные запасы страны. Правда, туротрасль даже в прошлом кризисном году увеличила экспорт на 4,4% по отношению к 2008 г. и достигла положительного сальдо внешней торговли туруслугами в 76 млн. USD. А по итогам 7 месяцев 2010 г. экспорт по сравнению с январем–июлем 2009 г. вырос еще на 33,8%, обеспечив положительное сальдо 55,3 млн. USD. В Минспорта надеются, что к концу сентября эта цифра достигнет 60 млн.

Тем не менее объемы туризма не устраивают правительство. Если в Беларуси экспорт туруслуг в прошлом году составил 113,7 млн. USD, то, например, в Турции, где традиционно отдыхает много белорусов, доходы от туризма достигли в 2009 г. 22 млрд. USD. К тому же независимые эксперты сомневаются в корректности официальных показателей импорта туруслуг и, соответственно, отраслевого сальдо. Ведь они не учитывают расходы на зарубежный туризм тех наших граждан, кто отправляется в путешествия при помощи российских, украинских, литовских турфирм либо самостоятельно. С другой стороны, лишь 30% иностранцев посещает нашу страну в составе организованных групп, остальные 70% приезжают в индивидуальном порядке.

Число гостей могло бы значительно увеличиться в случае изменения визовой политики, в частности, ухода от «зеркального» принципа стоимости виз во взаимоотношениях с другими странами. Для граждан, самостоятельно въезжающих в нашу страну, визы слишком дороги, признал Ч.Шульга. Получать их сложно. К примеру, житель Германии должен ехать за визой в Бонн или Берлин, что занимает немало времени.

Для ускорения процесса оформления въездных документов рассматривается возможность получения их через Интернет, как это делается в ряде стран. В этом случае иностранцу получить документ на въезд можно будет через Интернет, отправив по защищенному протоколу необходимые данные. Хотя проект по внедрению электронных виз инициирован не Министерством спорта и туризма, Ч.Шульга заявил о его активной поддержке.

Обсуждаются в МИДе, Минспорта и прочих ведомствах и другие меры по упрощению визового режима, прежде всего для ближайших соседей — Польши, Литвы, Латвии. Ведь 55–60% приезжающих в Беларусь иностранцев являются гражданами соседних стран. Больше всего прибывает из России — в первую очередь их привлекают здесь наши санатории и другие оздоровительные учреждения, а также отдых в выходные дни в таких спорткомплексах, как «Силичи» и «Раубичи». Многих литовцев и поляков привлекает в Беларусь общее историческое прошлое — наследие Великого княжества Литовского и Речи Посполитой. Интерес вызывает также Августовский канал и другие объекты водного туризма.

Впрочем, туристы из этих государств много денег в нашей стране не оставляют. Причина не только в их платежеспособности, но и в дефиците объектов турсервиса в республике. Последнее обстоятельство отпугивает более обеспеченных гостей из развитых стран Запада. В среднем они тратят на оплату дополнительных туруслуг 170–200 USD, что даже по самым скромным подсчетам для большинства не составляет и десятой части их месячных доходов.

В 2–3 раза выше этот показатель только у граждан государств Персидского залива, которые в последнее время также зачастили в нашу страну, сообщил Ч.Шульга, оставляя в стране порой по 3–5 тыс. USD. Впрочем, по мировым меркам и это немного. К примеру, в странах с развитым турсервисом жители Объединенных Арабских Эмиратов, где ВВП на душу населения в год превышает 44 тыс. USD, тратят на порядок больше.

Иван МИХАЛЕВИЧ