$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

НЕЧЕГО НА КРИЗИС ПЕНЯТЬ©

14.06.2013

Рост ВВП Беларуси в январе—мае текущего года составил лишь 1,1% по сравнению с аналогичным периодом 2012 г., сообщил вчера Белстат. Это самые низкие темпы роста за последние несколько лет, не говоря уже о прогнозе 8,5%, установленном властями на 2013 г. По итогам 5 месяцев отмечен также рекордный спад выпуска промышленной продукции на 3,5%, причем в мае т.г. к апрелю произошло сокращение на 3,6%, а к маю 2012 г. — на 10,5%. Таким образом, стагнация экономики обретает все более явные черты.

На фоне этих данных опубликованный в тот же четверг доклад Всемирного банка «Глобальные экономические перспективы» выглядит, пожалуй, неожиданно оптимистично: в нем прогнозируется рост ВВП Беларуси на 2,5% в 2013 г., в 2014-м — на 2,8%, а в 2015-м — на 3%. Однако пока основным импульсом для улучшения ситуации является еще один «разнос», полученный правительством от главы государства.
На очередном совещании 11 июня Президент Александр Лукашенко потребовал разгрузить склады белорусских предприятий в III квартале и выйти к концу года на утвержденные нормативы. При этом никакие внешние факторы не будут считаться оправданием для чиновников и руководителей госпредприятий. «Уповать на то, что Россия, наш основной партнер, вступила в ВТО или же что Европа и та же Россия охвачены кризисом, не надо. Мы об этом знали давно, это все старо как мир, — сказал глава государства. — А ссылаться на то, что мы не можем конкурировать в России с товарами всего мира, это просто смешно». Президент напомнил, что Евросоюз, занимающий тот же удельный вес по экспорту, что и Россия, давно вступил в ВТО, но белорусская продукция туда продается.

МОЖНО было бы припомнить, что на запад главным образом идут нефтепродукты, произведенные в республике из российской нефти, а вот в РФ — в основном продукция машиностроения, продовольствие и другие товары, причем на некоторых из них открытие рынка России сказалось достаточно болезненно. И если наш экспорт в Евросоюз по итогам 4 месяцев т.г. сократился по сравнению с январем– апрелем 2012 г. на 46,3%, то не из-за их долгового кризиса, а именно в силу специфики нашего ассортимента. К тому же в самой России сегодня наблюдается стагнация, и там, как и у нас, ломают голову над тем, как восстановить былой рост. При этом усилия Москвы по поддержанию местного бизнеса оборачиваются усилением давления на белорусских производителей. В таких условиях увеличение экспорта на восток на скромные 3,9% — не столь уж плохо. К сожалению, освоение «новых перспективных рынков» Африки, Азии и Латинской Америки вряд ли в ближайшие месяцы позволит радикально разгрузить склады.

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ тлетворное влияние мирового кризиса — действительно не оправдание для ситуации в республике. Согласно опубликованным недавно исследованиям МВФ, роль глобализации вообще слишком переоценена. Куда важнее оказалось сотрудничество стран на региональном уровне. Деловые циклы в отдельных странах за последние 25 лет определяют именно региональные факторы. Их влияние начало расти еще с середины 1980-х годов, а роль глобальных факторов заметно снизилась. При этом с тех пор не произошло заметных изменений в синхронизации бизнес-циклов на глобальном уровне. Фактически, на данном этапе «глобализации» на самом деле произошла регионализация мировой экономики. Например, объемы мировой торговли росли куда быстрее, чем объемы выпуска — но во многом из-за укрепления торговых связей между регионами. Помогло и заключение договоров о свободной торговле на региональном уровне, число которых в последние 50 лет резко выросло. Кроме того, на рост мировой торговли повлиял рост торговли внутри отдельных секторов. Производство фактически распалось на цепочки, звенья которых разбросаны по разным странам.
Подобные потоки особенно ярко заметны в Азии, Северной Америке и Европе. С середины 1980-х годов также начали расти и финансовые потоки — сейчас они находится на беспрецедентно высоком уровне. Причем финансовые связи росли как между развитыми странами, так и между развитыми и развивающимися странами. Для Европы и Азии характерен рост региональных финансовых потоков.

ПОСТРОЕННАЯ экономистами МВФ модель, которая связывает колебания бизнес-цикла с колебаниями глобальных и региональных циклов, показала, что в среднем глобальными факторами можно объяснить 10% колебаний выпуска продукции в разных странах, 9% колебаний темпов роста потребления и только 5% колебаний темпов роста инвестиций. При этом чем более развитой является страна, тем выше эти показатели. Влияние фактора глобализации за почти 50 лет на рост экономики выросло лишь в 7 странах из 39 — в т.ч. в США, Канаде, Швейцарии, Испании и некоторых других европейских странах. Более того, вопреки общепринятому мнению, что бизнес-циклы во всем мире становятся все более синхронизованными, влияние глобальных факторов на выпуск в последние 25 лет снизилось почти на треть. Зато влияние региональных факторов выросло с 11% до 19% в среднем по всей выборке, причем на эту группу факторов можно списать треть колебаний выпуска в Азии и Северной Америке и 40% — в Европе. Впрочем, и роль региональных факторов не стоит переоценивать. Конечно, обстановка на соседних рынках может сложиться по-всякому, но при желании чрезмерной зависимости от них можно избежать. Для этого нужно только сбалансировать экономику, уметь вовремя собирать и правильно анализировать информацию, соизмерять свои желания и возможности с реальностью, принимать решения не в погоне за плановыми показателями, а для пользы бизнеса и страны. Но такой подход требует рыночных, а не административно-командных приоритетов и стимулов.

Леонид ФРИДКИН

Тем временем

МВФ опубликовал доклад об экономической ситуации в Беларуси, подготовленный по итогам работы обзорной миссии фонда в марте текущего года и переговоров (дискуссии) с властями РБ. В документе представлена матрица мер, частичная реализация которых, а также обязательства правительства позволят Беларуси претендовать на очередной кредит.
На сей раз в числе условий — завершение и продолжение в ближайшие 1–3 года реформ финансового сектора, рынка труда, товаров и торговли, системы соцзащиты, возобновление приватизации. В частности, МВФ рекомендует до конца 2014 г. закончить перевод кредитов госпредприятиям из коммерческих банков в Банк развития при одновременном выделении новых субсидируемых и целевых кредитов исключительно через эту структуру. При этом совокупный объем кредитования через БР (с учетом уже выданных кредитов) не должен превышать 1% от ВВП к концу 2015 г.
Предлагается также сократить присутствие государства в экономике, поэтапно прийти к полной отмене госрегулирования цен на все товары и услуги, отказаться от перекрестного субсидирования и повысить уровень возмещения населением затрат на ЖКУ с нынешних 30% до 40% к концу 2013 г. и 55% к концу 2014 г., услуг транспорта — с менее чем 50% в настоящее время до 90% и 100% соответственно. МВФ советует придать рекомендательный характер применению Единой тарифной сетки оплаты работников для госпредприятий и всерьез заняться получением Беларусью статуса рыночной экономики для облегчения вступления в ВТО. Кроме того, МВФ советует повысить верхний лимит на пособия по безработице, устранить пробелы в предоставлении адресной социальной помощи и перейти от квартальной индексации пособий к месячной.
Радикальные меры МВФ ожидает в сфере приватизации и вмешательства государства в управление предприятиями. Во-первых, следует закончить затянувшийся почти на 3 года пилотный проект продажи 8 ОАО, а также представить масштабный перечень предприятий для ускоренной приватизации. Во-вторых, МВФ рекомендует до конца 2014 г. отказаться от всех обязательных экономических целевых показателей для госпредприятий, а к середине следующего года разработать программы реструктуризации госпредприятий с устранением мягких бюджетных ограничений и прекращением контроля отраслевых министерств над этими предприятиями.
Как видим, ничего особо нового в предложениях МВФ нет. Вероятно, столь же традиционной будет реакция на них белорусских властей, тем более что еще не весь кредит АКФ ЕврАзЭС получили.

Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях