$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

НЕ ВСЕ РАДЫ ТОРГУ О ПОДРЯДЕ

16.10.2007

С марта 2005 г. строительству любого объекта предшествуют подрядные торги — такое правило (если иное не предусмотрено Президентом) установлено постановлением правительства от 3.03.2005 № 235. Документом также утверждено Положение о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком.

С переходом на торги заказчики получили возможность лучше оценивать свои инвестиционные «мускулы» и планировать расходы. Правда, прежде чем заложить в фундамент первый кирпич, заказчику надо создать тендерную комиссию, которая публично объявит о начале стройки, через месяц разработает и разошлет отозвавшимся подрядным организациям тендерную документацию с условиями строительства, рассмотрит поступившие заявки, отправит замечания и т. д. И если раньше заказчик мог договориться со знакомым подрядчиком, которому он всецело доверял по опыту предыдущего сотрудничества, за два-три дня, то теперь на различные согласования и увязки порой уходит и по полгода. Особенно когда заказчик про себя давно решил, что строить для него будет все тот же знакомый подрядчик, а остальных посредством тех самых мелочных замечаний надо «отшить»…

НЕ ВСЕ РАДЫ ТОРГУ О ПОДРЯДЕ

Еще больше претензий к новому порядку организации строительства у подрядчиков. Документ стал серьезным тормозом для роста эффективности их работы и нуждается в серьезной корректировке — таков вывод участников заседания за «круглым столом», организованного инициативной группой, в которую вошли такие авторитетные специалисты, как председатель правления Союза строителей Иван КЕНИК, генеральный директор ОАО «Солигорскпромстрой» Николай АШЕЙЧИК, управляющий стройтрестом № 4 Николай ШЕРЕМЕТ и др.

«Все это от бедности…»

Суть проблемы, по словам директора научно-исследовательского института «Стройэкономика» Л. ВОРОБЕЙ, — в незавидном финансовом состоянии строительного комплекса республики, в дефиците средств как у заказчиков, так и у подрядчиков. В результате первые хотят возводить объекты как можно дешевле, вторым ничего не остается делать, как или отказываться от участия в строительстве, или соглашаться с условиями заказчика — чем меньшую сумму на предложенный объем работ заявит подрядная организация, тем больше у нее шансов выиграть конкурс.

Но в том-то и дело, что в условиях постоянного роста стоимости энерго — и материальных ресурсов, транспортных и иных расходов, появления новых, более качественных (следовательно, и более дорогих) материалов и конструкций найти «консенсус» и тем более сохранить согласованную контрактную цену до ввода объекта в эксплуатацию весьма сложно. Поучителен в этом смысле пример, приведенный Н.Ашейчиком.

В 2003 г. ОАО «Солигорскпромстрой»» приняло участие в торгах на строительство в Минске первой очереди торгового комплекса «Аэродромный» со стартовой ценой 7211,4 млн. Br. Его конкурсное предложение (без оборудования и командировочных расходов) было определено в сумме 13 288 млн.Br. Учитывая значимость объекта, ОАО предложило использовать современные, отсутствовавшие в проектной документации материалы, конструкции и технологии.

Комиссия отдала предпочтение другой организации, которая уложилась в сумму, предложенную заказчиком. Однако ко времени ввода объекта в эксплуатацию окончательная стоимость работ по различным причинам составила 14 268 млн. Br.

Строительство в Беларуси действительно дорогое, и самое неутешительное в том, что сами строители на его стоимость влиять почти не могут. Цены на энергоресурсы и стройматериалы, ставки налогов, тарифы на связь и т. д. предопределены заранее. В «распоряжении» строителей только заработная плата, рост которой, по словам Н.Шеремета, сдерживается на самом высоком уровне, да такие же небогатые накладные расходы. Невысоки и закладываемые в сметную документацию плановые накопления — в некоторых организациях они не выше 3-4%, рентабельность, естественно, еще ниже. В результате подрядные организации не могут развивать свои производства.

Несовершенна нормативная база строительного комплекса республики. Как правило, организации меняют свою дислокацию по нескольку раз в году, и каждый раз это сопряжено с огромными затратами на транспортировку оборудования, бытовок, туалетов и т. д. Тем не менее сметой они не предусмотрены. У строителей порой экстремальные условия работы, но и этого нормировщики, по словам Н.Ашейчика, «не замечают». Нет, например, норматива, при каком морозе человек может работать, а при каком — нет. То же касается силы ветра. Невозможно оформить акт на залитую траншею. Зато если отступишь от методики Республиканского научно-технического центра по ценообразованию в строительстве, «так накажут, что в другой раз не захочешь играть в эти игры».

Впрочем, нынешние сетования руководителей строительных организаций представитель РНТЦ И.НОВИЦКАЯ считает несколько запоздавшими. Когда центр попросил строителей дать раскладку своих накладных расходов, чтобы учесть все нюансы по статьям затрат в связи с переходом с 1.01.2008 г. на новую базу определения сметной стоимости строительства (в ценах на 1.01.2006 г.), практически никто из них не откликнулся. Тем не менее И.Новицкая уверена, что в распоряжении подрядчиков сейчас имеются различные методы формирования контрактной цены, в т.ч. по нормативам, и этим надо уметь пользоваться. «Заказчик выставил свою цену, чтобы снизить затраты. А вы не соглашайтесь! Один так поступит, второй, третий, и заказчик будет вынужден выбрать подрядчика исходя из предложенной ими стоимостной оценки».

Сметой не предусмотрено

Подрядные торги в Беларусь «пришли» с Запада. Но там, по словам Н.Ашейчика, определяющими факторами являются не цена (фирмы, предъявляющие явно завышенные или заниженные суммы, исключаются из числа участников уже на этапе предварительного отбора), а финансовое состояние компании-претендента, ее деловая репутация с отзывами заказчиков и инвесторов, опыт, наличие системы менеджмента качества на базе стандартов ИСО. Да и сама цена определяется с учетом всех затрат, основанных на использовании новейших технологий, современных машин и механизмов, высококачественных материалов и конструкций, из фактических транспортных и командировочных расходов персонала подрядчика, при стабильном уровне заработной платы, реально необходимом уровне плановых накоплений, всех других затратах, которые могут возникнуть в процессе строительства.

Есть примеры подобного подхода к его организации и в Беларуси. Скажем, тому же «Солигорскпромстрою» доводилось участвовать и побеждать в международных торгах, проводимых РАО «Газпром» на строительство объектов магистрального газопровода «Ямал-Европа», а также Республиканского селекционно-семеноводческого центра, финансируемого Международным банком реконструкции и развития. Их организаторы также требовали представления необходимых расчетов и документов, подтверждающих уровень сложившихся в республике цен, и не допускали искусственного завышения контрактной цены, в то же время учитывали все действительно необходимые затраты. Т.е. искусственно не занижали контрактную цену, которая, к слову, оставалась неизменной до ввода объекта в эксплуатацию и позволяла строить объект с приемлемым уровнем рентабельности.

И все же в подавляющем большинстве случаев именно цена рассматривается как инструмент снижения стоимости строительства, причем за счет уменьшения сметной стоимости. Но ведь она, разработанная по методике РНТЦ, изначально предусматривает лишь минимально необходимые затраты и исключает сверхприбыли. И снижение «контракта» против «сметы» означает только одно: подрядная организация не получит установленные нормативами плановые накопления, а по объектам, строящимся с поддержкой государства, где их уровень ограничен 5%, и вовсе может оказаться в убытке.

Порочной назвал подобную практику один из участников дискуссии, отметив, что в России на торги подрядчик может выходить со своей сметой, которая в случае его победы может стать «базой» строительства. Действующее Положение о порядке организации и проведения подрядных торгов в его нынешнем виде такую возможность не допускает.

Документ, по словам начальника управления экономики Минстройархитектуры А.СИДОРОВА, действительно «написан» в основном рукой заказчика. Чего стоит, например, ограничение цены, определяемой по результатам торгов, стартовой ценой заказчика? Или норма о том, что цена и заказчика, и подрядчика формируется только индексным методом, в результате чего «на выходе», по сути, получается одна величина, а в распоряжении подрядчика остаются только лимитированные затраты, снижение которых ставит его в сложные условия? Правда, в редакции от 20.02.2007 г. из постановления уже изъята норма об ограничении стартовой цены, сформированной на основании цены предложения подрядчика — победителя торгов, введены дополнительные методы, что позволяет подрядчику формировать ее исходя из своих условий, технологий и т. д.

Сколько стоит ошибка проектировщика?

Погоня за дешевизной дорого стоит: новоселы возведенных «по дешевке» домов (включая автора этих строк) вынуждены тут же менять некачественные окна, переклеивать второсортные обои, перекрашивать стены. С другой стороны, явно завышенные требования заказчика нередко вынуждают претендентов вообще отказываться от участия в конкурсах (например, тот же «Солигорскпромстрой», выигравший в прошлом году торги по 27 объектам, взвесив свои возможности, «проигнорировал» 22). Многие объекты по этой причине долгое время остаются без подрядчиков, а строительный комплекс республики испытывает хронический дефицит высококвалифицированных специалистов, которые из-за низких заработков «уходят» в торговлю, охрану и т. д. В особом дефиците мастера и прорабы — пока выручают специалисты, подготовленные в советское время. Раньше строителей «держали» социальными программами — ведомственное общежитие, детсад, квартира, дача. Сейчас все это отменено, решать проблему надо через заработную плату.

За «круглым столом» приводились и другие факты и аргументы, указывающие на то, что упомянутое Положение не в полной мере учитывает существующие условия строительства и подлежит корректировке. Что-то уже сделано. Так, Указом Президента от 16.11.2006 № 676 отменено обязательное проведение тендеров при строительстве низкорентабельных, а порой и вовсе убыточных сельских жилых объектов, а также конкурсных торгов на проведение субподрядных работ, если подрядчик признан победителем тендера на строительство объекта в целом.

Работу в данном направлении необходимо продолжить. Например, исключить из нормативных документов требование об обязательном проведении конкурсных подрядных торгов, предоставить заказчику право определять подрядчика путем переговоров, а к торгам обращаться только тогда, когда «диалог» почему-то не состоялся. Нет, видимо, необходимости «торговаться» по бюджетным стройкам, когда средства жестко ограничены, или же менять нормативную базу, в частности, постановление Минфина от 17.12.2001 № 120 «Об утверждении инструкции и порядке оплаты расходов по строительству и ремонтным работам за счет средств бюджета».

Серьезной корректировки требует проектное дело. В республике отсутствует само понятие экономии трудозатрат на стадии проектирования, что отражается в качестве проектно-сметной документации. Даже в новом строительстве количество ошибок в ней доходит до 30%, еще больше при реконструкции и капитальном ремонте. Естественно, подрядчику при таком «качестве» проекта практически невозможно предугадать реальные затраты при подготовке тендерного предложения.

В таких условиях торги может выиграть подрядчик, имеющий собственную мощную проектную организацию, которая потом переделает проект заказчика и найдет рациональные решения — так поступают известные зарубежные компании. В Беларуси проектное дело в строительных организациях только-только начинает зарождаться.

Особенно много претензий к порядку проведения тендера на основании архитектурного проекта — его специфика такова, что на этом этапе нет смысла разрабатывать договорную (контрактную) цену и, следовательно, использовать ее в качестве критерия при конкурсном отборе победителя. Контрактную цену целесообразно разрабатывать и согласовывать только после полной или поэтапной разработки строительного проекта и сметной документации по рабочим чертежам, проверки последней подрядчиком, устранения его замечаний и переутверждения сметной стоимости в случае, когда она превышает ранее заявленную. Только так подрядчик может избежать издержек от ошибок при разработке задания на проектирование объекта, которые, исходя из опыта «Солигорскпромстроя», составляют 12-15% от первоначальной сметной стоимости.

Сегодня наука и промышленность предлагают строителям десятки новых, более качественных, долговечных и декоративных материалов и конструкций. Их использование сдерживается не только ценой, но и отсутствием норм расхода. Для новинок требуются соответствующие технологии, средства малой механизации, оснастка, опалубочные системы и т. д., что должно быть предусмотрено проектом организации строительства — только в этом случае они будут включены в сметную документацию. Если этого не произойдет — подрядчик будет нести убытки. Необходимо, отмечали участники «круглого стола», уточнить порядок разработки заданий на проектирование, указав на обязанность заказчика при его выдаче предусматривать применение различных новаций с уточнением их стоимости, описанием применяемых технологий, машин и механизмов, инструментов и оснастки.

При разработке сметной документации в случае отсутствия сметных цен на применяемые в проекте современные технические решения разрабатываются «индивидуальные» для данного объекта расценки.

Есть смысл, отмечали участники «стола», дополнить Положение о государственной вневедомственной экспертизе, предусмотрев в качестве ее важнейших задач проверку применяемых в проекте современных технологических и организационных решений и полноту разработки проектов организации строительства. Требует корректив и Положение о главном архитекторе города (района). Хорошо бы в этом документе обязать данное должностное лицо при выдаче архитектурно-планировочного задания на строительство объекта делать запись о необходимости заказчика включать те самые современные решения в задание на проектирование и проверять исполнение данного требования в проектной документации при выдаче разрешения на начало строительства.

Тендеры, безусловно, нужны: они все же стимулируют подрядчика к совершенствованию своей работы, а заказчику предоставляют право выбрать того, кому можно доверить свои деньги. Но для этого нужны соответствующие условия, которых, констатировали участники заседания, в республике пока нет.

Федор ЗАЯЦ