Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Проблемы и решения
07.05.2002 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Не вписались...

На прошлой неделе Президент Беларуси Александр Лукашенко, заслушивая отчет правительства об итогах социально-экономического развития республики за первый квартал 2002 года, освободил от занимаемых должностей...

На прошлой неделе Президент Беларуси Александр Лукашенко, заслушивая отчет правительства об итогах социально-экономического развития республики за первый квартал 2002 года, освободил от занимаемых должностей министра здравоохранения Владислава Остапенко, руководителей концернов: "Беллесбумпром" Николая Крутого, "Беллегпром" -- Владимира Демидова, "Белбиофарм" -- Михаила Шкутника и "Белгоспищепром" Виктора Казеко. Глава государства в довольно жесткой и нелицеприятной форме высказал неудовлетворение работой почти всех министерств и их руководителей, премьер-министру Геннадию Новицкому объявил строгий выговор. Если к концу квартала ситуация в экономике кардинально не улучшится, Президент намерен отправить правительство в отставку.

Кажется, совсем недавно Александр Лукашенко в своем послании парламенту говорил об устойчивом развитии белорусской экономики, оправданности избранного республикой пути развития, констатировал, что "страна на подъеме", "замахивался" на 40-процентный (к 2005г.) рост ВВП, как жизнь преподнесла неприятный сюрприз -- 10 из 16 прогнозных показателей социально-экономического развития республики оказались не выполнены. Производство промышленной продукции достигло лишь 102% при прогнозе 105--106, потребительских товаров -- 102,5% (предполагалось 104,5--105,5%), сельскохозяйственной продукции -- 101,8% (прогноз -- 103--104%). Соответственно недотянул до желаемой планки 104--105% и ВВП, составив лишь 103,2%. Более того, многие показатели имеют отрицательную динамику. Объем внешней торговли в феврале снизился на 2,2% при годовом прогнозе роста 6,8%. Уменьшилась востребованность белорусской продукции на внешнем рынке, о чем свидетельствует падение экспорта товаров и услуг на 6,2%, тогда как правительство рассчитывало, что этот показатель возрастет на 6,5%.

Убедительным доказательством неконкурентоспособности произведенных товаров является дальнейший рост запасов готовой продукции. По состоянию на 1 апреля текущего года, 76% месячного объема производства остается на складе, в то время как в 1 апреле 2001 г. этот показатель был равен 60,3%. Соответственно снижается и рентабельность реализации -- до 5,9 в январе -- феврале этого года с 9,8% в том же периоде прошлого. Логичным итогом такого хозяйствования является рост числа убыточных предприятий с 39,4% в феврале 2001 г. до 47,7% в 2002 г. Неэффективная работа реального сектора оборачивается для населения, о нуждах которого заботится Президент, задержками с выплатой заработной платы и пенсий.

Что касается "опальных" концернов, то в первом квартале подведомственные им предприятия по производству продукции не дотянули до прошлогодних показателей: "Белгоспищепром" -- 99,9%, "Белбиофарм" -- 98,4%, "Беллегпром" -- 95,9%. "Беллесбумпром", к слову сказать, просто не достиг прогнозируемого уровня -- 103,5%, обеспечив лишь 102,7%.

С проблемами в отечественной экономике связывают и увольнение с занимаемой должности министра здравоохранения Владислава Остапенко. Недовольство сотрудничеством министерства со Всемирным банком Президент высказывал еще во время представления своего ежегодного послания парламенту. Чаша терпения главы государства была переполнена, когда Остапенко не смог ответить на вопрос о количестве выселенных из государственных больниц и поликлиник частных коммерческих структур. Еще одной причиной недовольства работой министра называют рост количества платных медицинских услуг. Их объем, действительно, увеличился в сопоставимых ценах на 82,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, хотя внебюджетное финансирование отрасли не превышает 10%, что едва ли можно считать "перебором".

Беспристрастные цифры не являются предметом для дискуссии. Все министры, как и положено государственным чиновникам, "взяли под козырек". Тем не менее разногласия между Президентом и правительством наметились. Касаются они оценки ситуации и ее причин.

Судя по реакции главы государства, невыполнение прогнозных показателей и отрицательная динамика многих из них -- это ЧП. Как видно из принятых решений, корень зла -- в недоработках государственных чиновников и укрывательстве доходов частными компаниями. Отсюда -- предупреждение правительства об отставке, распоряжение выявить всех госслужащих, которые совмещают работу в госструктурах с деятельностью на коммерческих предприятиях, кампания по "выявлению и пресечению фактов занижения реальной заработной платы в негосударственных структурах".

Меры наказания виновных коммерческих структур обозначены Александром Лукашенко самые кардинальные -- ликвидация предприятия и обращение его собственности в доход государства.

Поскольку объективных причин для имевшего место снижения экономических показателей обнаружено не было, глава государства считает возможным ликвидировать отставание первого квартала и выйти на намеченные цифры, если более рационально использовать материальные и энергетические ресурсы, снижать себестоимость продукции, внедрять достижения отечественной науки, отказаться от бартера и излишних посредников, а также извлечь максимальную пользу из подписанных с Россией соглашений (см. "НЭГ" N 28 от 16 апреля 2002 г.). Двигаясь в этом направлении, каждое предприятие должно разработать план финансового оздоровления и сократить управленческий аппарат.

Правительство не отрицает эффективности этих мер, не возражает против возможности выполнить запланированное, но в сложившейся ситуации не видит никакого ЧП. Еще до отчета Президенту, подводя итоги на заседании Президиума Совета Министров, правительство наметило на 15% сократить запасы готовой продукции, уменьшить в 1,4 раза удельный вес неденежных форм расчетов (точка отсчета 1 апреля); до 15 мая ликвидировать задолженность по заработной плате, до конца июня погасить просроченную задолженность фонду социального страхования.

Первый квартал всегда уходит на то, чтобы взять нужный темп, поэтому сногсшибательных результатов он никогда не приносит, утверждают в правительстве. К тому же в этом году поквартальный прогноз делался впервые, и ошибки могли быть допущены при прогнозировании. "Ну не вписались", -- констатируют министры. Корректировать экономическую политику и прогнозные показатели, как это рекомендуют сделать независимые эксперты, специалисты МВФ, Президент не видит необходимости. Правительство ему не возражает.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений