$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

НЕ ВЕРНЕМ, ТАК ЗАКОПАЕМ©

22.08.2014

Изменения, произошедшие в законодательстве в текущем году, требуют от менеджеров промышленных и торговых предприятий изменения некоторых привычных схем работы и пересмотра условий договоров. При этом главная задача — не слепое исполнение требований нормативных актов, а обеспечение эффективной работы компаний, поиск взаимовыгодных компромиссов в рамках правового поля.

В частности, согласно п. 3 ст. 26 Закона от 8.01.2014 № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее — Закон № 128-З) сетевым субъектам торговли и общепита, а также крупным магазинам «запрещается совершать действия, направленные на понуждение поставщика продовольственных товаров, осуществляющего поставки этих товаров в торговые сети или крупные магазины, к заключению договора, предметом которого является приобретение последним нереализованных продовольственных товаров, срок годности (срок хранения) которых истек, а также включать в договоры, предусматривающие поставки продовольственных товаров, условие о возврате ему таких товаров, не проданных по истечении определенного срока». Эта мера по замыслу законодателей призвана защитить производителей от стремления торговых организаций переложить на них издержки по утилизации товаров с истекшим сроком годности. Однако на практике проблема этих издержек — вопрос не конфронтации, а разумного сотрудничества.

Как поставщики, так и ритейл заинтересованы в максимуме реализации и прибыли, что требует минимизации отходов и издержек. Если нереализованные товары остаются полностью «на шее» торговой сети, она просто потребует от торгового представителя поставщика сокращения заказов до размеров, гарантирующих почти безотходную продажу. Ведь никакие премии и бонусы за объем не окупают суммарных убытков от списания товаров с истекшим сроком годности и расходов утилизации их как отходов. В свою очередь, у поставщиков возникают проблемы со сбытом, затовариванием складов и т.п. В проигрыше остаются и конечные потребители, поскольку при таком повороте событий вряд ли можно рассчитывать на богатый и свежий ассортимент на прилавках магазинов. А потому нужно садиться за стол переговоров и без всякого «понуждения» находить наиболее удобные и взаимовыгодные варианты списания нереализованных продовольственных товаров с истекшим сроком годности, чтобы избежать ненужных расходов, налоговых последствий, а с 22 июля — и тени сомнения в нарушении п. 3 ст. 26 Закона № 128-З.

Цена — не роскошь

Заменить запрещенный возврат товара вполне может его уценка в розничном торговом объекте. Сделать это не столь уж сложно. В договоре поставки устанавливается, что момент права собственности переходит к покупателю с даты подписания акта-описи уценки товара поставщиком (если уценка производится). Если товар не реализован, а срок годности приближается, поставщик заключает с организацией торговли дополнительное соглашение к действующему договору поставки. Одновременно составляется опись-акт уценки товаров с истекающими сроками реализации. На основании этих документов в учетных программах (например, SAP или 1С) делается запись «сторно» на сумму уценки товаров в магазине и на сумму снижения выручки от реализации — у поставщика. Хуже придется тем, кто пользуется бухгалтерскими программами, в которых имеется только набор типовых проводок и документов без возможности корректировки вручную. Им придется с помощью разработчика менять типовое меню. Правда, стоимость такой доработки не превысит 1500 USD.

При проведении уценки и оформлении документов можно воспользоваться нормами постановления Минэкономики от 5.09.1996 № 34 «О снижении цен на товары с истекающими строками хранения».

Уцененный товар остается в собственности организации торговли. Ей придется заниматься вывозом и захоронением остатков товара с истекшим сроком годности и нести соответствующие расходы. Впрочем, если поставщик заинтересован во взаимовыгодном сотрудничестве, то он сам предложит компенсировать эти расходы, например, через предоставление дополнительной торговой премии за выполнение объема продаж. Порядок компенсации вполне можно оговорить, указав, что магазин в установленные сроки (например, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным) представит акты оказанных услуг от организации, занимающейся обращением с отходами.

Такое решение позволяет, не нарушая требования Закона № 128-З, минимизировать потери поставщика и торговой организации. При этом не нужен излишне громоздкий документооборот. Поставщик сам составляет акт-опись уценки, который одновременно служит актом сверки по перечисленным в нем реализациям. Не нужно оформлять товарно-транспортные накладные на возврат товара покупателю, а поставщику — доверенности на подписание этих накладных торговым представителем. Организации торговли не требуется платить за товар, который фактически не продается, а поставщику — начислять налоги с реализации товара, который (опять-таки фактически) пришлось отправлять в отходы. Это позволяет обеим сторонам свести к минимуму дебиторскую и кредиторскую задолженность, оптимизировать расчеты, а следовательно, сохранять оборотные средства и выдерживать приемлемый для всех график поставок.

Продать и вернуться

Кроме уценки, возможны различные варианты передачи товара от покупателя обратно поставщику. Формально они возвратом не являются или являются по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом (ГК), не подпадающим под регулирование Закона № 128-З.

1. Односторонний отказ покупателя от исполнения договора. Как известно, согласно ст. 291 ГК односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, если иное не вытекает из законодательства или договора. При этом в соответствии с п. 3 ст. 420 ГК в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законодательством или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным. За покупателем остается право в любой момент или при определенных обстоятельствах (например, если товар не реализован до 2 дней до истечения срока годности) отказаться от товара (его части). Поставщик обязан его забрать или отказаться от дальнейшего исполнения договора, тогда покупатель обязан вернуть товар (его часть). При этом в допсоглашении, которое служит основанием для возврата товара (что указывается в накладной), обычно указывается количество возвращаемого товара. Заметим, что ни момент перехода права собственности, ни срок годности забираемого товара здесь не имеют значения. Однако если товар уже оплачен, этот вариант не подходит.

2. Договором или допсоглашением к нему можно предусмотреть, что поставщик производит замену товара с истекающими сроками годности на другой товар (такой же либо однородный) по той же стоимости.

Отметим, что если покупатели не ведут партионный учет (что встречается довольно часто), определить, какой именно товар был оплачен, достаточно трудно, причем не только покупателю и поставщику, но и контролирующим органам.

3. Возврат при просрочке оплаты покупателем. Основанием здесь служат нормы п. 3 ст. 458 ГК при продаже в кредит и п. 2 ст. 459 ГК при продаже в рассрочку — если покупатель не производит в установленный договором срок очередной платеж за переданный ему товар, продавец вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата проданного товара, за исключением случаев, когда сумма полученных платежей превышает 50% цены товара. При этом часто оформляется уведомление о возврате товара. Впрочем, можно обойтись и без этого документа — при надлежащей формулировке в договоре поставки. При таком варианте момент перехода права собственности и срок годности забираемого товара тоже не имеют значения. Определенное неудобство заключается в том, что на момент оплаты нельзя определить, какой товар будет возвращен.

4. Брак, утрата, повреждение товара. В договоре поставки или дополнительном соглашении к нему устанавливается, что право собственности, а также риск случайной гибели, повреждения либо утраты товара переходят к покупателю — торговой организации только непосредственно перед моментом реализации третьим лицам. Если до того оказывается, что товар поврежден, поставщик забирает его, а покупатель — не оплачивает. Этот вариант не слишком удобен, поскольку требует тщательного документального оформления в соответствии с требованиями Положения о приемке товаров по количеству и качеству, утв. постановлением Совмина от 3.09.2008 № 1290, правильного составления акта о повреждениях и утрате, который должен быть датирован числом не позднее истечения срока годности.

5. Обнаружение скрытых недостатков. В отношении товара, на который установлен срок годности, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, если они обнаружены в течение срока годности. При этом покупатель составляет акт возврата некачественного товара, а затем отказывается от исполнения договора и возвращает товар либо требует его замены. Найти подходящие недостатки — дело техники.

При этом четвертый и пятый варианты создают дополнительные налоговые риски для поставщика, поскольку последнему необходимо установить виновное лицо, а в случае отсутствия такового признать брак в качестве расходов, не учитываемых при исчислении налога на прибыль.

Юрий МАРТЫНОВИЧ