$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

НЕ УВЕРЕН- НЕ ПОТРЕБЛЯЙ

02.09.2011

Потребители во всем мире теряют уверенность в будущем из-за экономических трудностей. При этом они столкнулись с двойной проблемой — последствия рецессии все еще ощутимы, и цены на топливо непрерывно растут. Такие данные были получены в ходе международного исследования потребителей «Mood of the World», которое является частью исследований потребительских тенденций GfK Roper Reports Worldwide.

Исследования этой серии проводятся ежегодно с 1997 г. компанией GfK Roper Consulting (подразделение немецкой транснациональной исследовательской группы GfK). Изучая данные об отношении, ценностях и поведении потребителей, а также о культурном и экономическом влиянии, авторы исследования опросили более 32 тыс. потребителей в возрасте от 15 лет из 25 стран Европы и Америки, включая Россию и США. Данные были проанализированы с учетом демографического состава (отрасль, пол, возраст) каждой страны. Опросы проводились в период с января по апрель 2011 г. с использованием смешанной методологии интервьюирования.

Как показали результаты опроса, наиболее важные вопросы, интересующие потребителей во всем мире, касаются в первую очередь экономики, а также ключевых социальных и других насущных проблем. Первое место среди них занимает инфляция и высокие цены (что легко понять и белорусам), второе — рецессия и безработица. Наших граждан это, судя по данным Белстата, волновать не должно: 10-процентный рост ВВП и безработица на уровне 0,7% способны успокоить самых мнительных людей. На 3 месте в мире проблема наличия достаточных средств для оплаты счетов, на 4 — преступность и беззаконие, на 5 — загрязнение окружающей среды.

Холли Джаррелл, управляющий директор GfK Roper Consulting, отмечает, что «когда люди поглощены проблемами финансовой и политической стабильности, они склонны оставлять социальные и иные вопросы на заднем плане». Причин для этого достаточно: 59% респондентов в мире в целом признались, что за последний год в их семье произошло хотя бы одно неблагоприятное в экономическом отношении событие — такое, как потеря рабочего места, трудности с оплатой счетов и т.п. В результате многие потребители чувствуют себя довольно нерешительно в отношении условий для покупок. В мире только 17% считают, что сейчас «удачное время, чтобы покупать» нужные им вещи, в то время как 40% полагают, что лучше подождать.

Потребители по-разному стараются приспособиться к финансовым трудностям. Так, половина опрошенных в течение последних 12 месяцев пользовались купонами на скидки, причем данная стратегия была самой популярной из 10 наиболее часто используемых с целью экономии денег в 12 из 25 стран. Кроме того, 84% потребителей по всему миру сократили свои расходы хотя бы по одной из 26 статей, упомянутых в исследовании. Одна из наиболее распространенных мер — решение реже обедать или ужинать вне дома. В Испании к такому способу прибегли 68% респондентов. Для сравнения: в США это используют 62% опрошенных, а в мире — 44%. Кроме того, более 90% испанцев урезали свой бюджет хотя бы по одному аспекту и 96% использовали хотя бы одну стратегию экономии. Данный факт, наряду с высоким уровнем экономического упадка, объясняет, почему Испания занимает первое место в мире по индексу спада потребления. Впрочем, их лидерство непрочно: когда уговоры чиновников «жить по средствам» окончательно дойдут до умов и кошельков белорусов, мы, наверно, потесним испанцев в этом не самом престижном рейтинге.

Напротив, потребители в странах БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) отмечают меньшую экономическую напряженность и, следовательно, предпринимают меньшее количество мер для того, чтобы сэкономить деньги, чем потребители из других стран. «Фактическим результатом этих изменений явилась увеличивающаяся поляризация мировоззрений потребителей во всем мире, — комментирует Х.Джаррелл. — В некоторых странах, таких как Бразилия и Корея, мы наблюдаем у людей ментальность «растратчика», зачастую стимулируемую продуктивностью рабочей силы и доступом к ресурсам, не говоря о высоких ожиданиях со стороны потребителей. Все вышеперечисленное стимулирует экономический рост. В других странах потребители ведут себя довольно пугливо».

Авторы отчета «The Mood of the World» полагают, чтЁо до тех пор пока потребители не почувствуют финансовую стабильность, финансовые трудности, с которыми они сталкиваются, будут напрямую влиять на их действия.

Оксана КУЗНЕЦОВА

СПРАВКА «ЭГ»

GfK Roper Consulting входит в глобальный исследовательский холдинг GfK Group и проводит синдикативные исследования потребительских трендов — GfK Roper Reports US, GfK Roper Reports Worldwide, GfK Roper Green Gauge и GfK Roper Youth Report, которые отслеживают потребительские ценности, мнения, отношения и поведение в 26 странах. Офисы компании расположены в США и Великобритании.