$

2.0395 руб.

2.3164 руб.

Р (100)

3.2437 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Актуально

НЕ УПУСТИТЬ ШАНС

02.06.2009

Легкая промышленность начала работать на склад задолго до глобального экономического кризиса. С его приходом положение еще более усугубилось, особенно в текстильной отрасли, где запасы нереализованной продукции составили на 1 мая 204,7% к среднемесячному объему производства.

Как в таких условиях отечественным предприятиям удается удержаться на плаву, решать задачи техперевооружения, обновления и повышения качества продукции? Ответ на этот вопрос корреспондент «ЭГ» искал на могилевском ОАО «Лента».

«Черный» август

Кризис не щадит и самых успешных. ОАО «Лента» тоже хватило лиха от валютных неурядиц, «схлопывания» рынков сбыта и взлетевших в заоблачную высоту кредитных ставок. Предприятие, привыкшее к ежегодному приросту объема производства на 10-12%, снизило его за 4 месяца текущего года в денежном выражении до 76,5% к уровню такого же прошлогоднего периода. В январе было хуже — потери составили 40%. Из месяца в месяц «Лента» упорно отвоевывает прежние позиции и закладывает основу для нового рывка.

Главной причиной падения стала девальвация российского рубля, из-за которой предприятие недобрало на внешнем рынке очень значимую для себя сумму в 4,5 млрд. Br. Дело в том, что «Лента» отправляет за границу 60% своей продукции, причем более 90% экспорта идет в Россию. Не зависящее от могилевских текстильщиков обесценение денежной единицы соседнего государства обернулось для них потерей оборотных средств. Тем более что цены на ткацкие изделия на внешних рынках в лучшем случае остались на прежнем уровне, а на многие товары упали.

Ухудшение своего финансового положения «Лента» начала остро ощущать с августа прошлого года. Однако участвуя в республиканском эксперименте по стимулированию промышленного производства, предприятие, чтобы получить преференции для технического переоснащения, не только не сбросило объем выпуска продукции, но и увеличило его за минувший год на 11,3%, в т.ч. потребительских товаров — на 12,3%, что соответствовало индивидуальному госзаданию. Между тем в условиях кризиса российские швейные, обувные, трикотажные и галантерейные фабрики резко сократили производство, а то и вовсе остановились. И многие изделия «Ленты», которые они прежде покупали для отделки своей продукции, легли в Могилеве на склад. Если прежде товарные запасы соответствовали на предприятии 20-25 дням производства при нормативе 33 дня, то в текущем году увеличились до 37 дней. Из-за острого дефицита оборотных средств, в значительной степени замороженных в неликвидах, предприятие не может закупить достаточное количество сырья. Отсюда и падение объемов производства почти на четверть.

Время обновления

Тем не менее в эксперименте по стимулированию промышленного производства «Лента» участвует и в нынешнем году. За долгие годы работы на предприятии генеральный директор Нина Петрова так и не дождалась прихода серьезного инвестора на свое предприятие. Но 8 лет участия в эксперименте дали, наконец, реальные средства на техперевооружение. Выполняя госзадания по росту объема производства, предприятие оставляло в своем распоряжении и направляло на замену оборудования 85% суммы превышения налогов и сборов, подлежащих уплате за текущий год, по сравнению с суммой отчислений в бюджет за год предыдущий.

Станки с почти полувековым стажем, которые за неимением запчастей к ним латались местными умельцами, наконец, сданы в металлолом. Их заменили 78 современных лентоткацких станков тайваньского, швейцарского, немецкого и итальянского производства, которые открывают для предприятия невиданные ранее ассортиментные возможности.

Правда, замена трети станочного парка произошла не в самый лучший период. Связанный с вымыванием «оборотки» сырьевой дефицит тормозит запуск новых производственных программ. По нынешним временам банк здесь помощник плохой, потому что под 23% годовых не очень-то накредитуешься. Однако за последние три месяца курс российского рубля по отношению к белорусскому заметно повысился и уже почти вернулся на докризисные позиции, что сулит «Ленте» реальное финансовое облегчение. Тем более что объем экспорта превышает на предприятии импортные закупки в 1,7 раза. Удается удерживать на уровне 12% рентабельность реализованной продукции, для чего в январе пришлось повысить цены на нее внутри страны. Это все же позволяет изыскивать средства для продвижения если не всех, то наиболее перспективных новых товаров на внутренний и внешний рынки. Причем туда, где есть платежеспособный спрос.

Так, в рамках госзаказа осуществляется программа производства широкого ассортимента современных перевязочных материалов, которые должны заменить традиционные бинты из резаной марли, травмирующие раны своими махрами. Кроме того, новые бинты сертифицированы в России и проходят аналогичную процедуру в Украине. Эта востребованная продукция европейского качества займет примерно 10% объема производства «Ленты». 10% прироста должно дать освоение в текущем году производства в кооперации с Барановичским хлопчатобумажным комбинатом хирургических салфеток со сроком стерилизации до 5 лет, которые сейчас в ограниченных количествах завозятся из-за границы. Финансирование этой программы планируется из инновационного фонда концерна «Беллегпром». Есть хороший спрос на широкий ассортимент мебельной ленты, и Н.Петрова занята сейчас поиском средств на приобретение пяти станков для ее изготовления. Сырье для этой продукции производит светлогорское «Химволокно».

Но основным изделием из товарного ассортимента в 2,5 тыс. наименований по-прежнему остается гардинное полотно, занимающее 40% в объеме производства «Ленты» и пользующееся немалым спросом даже сегодня. По убеждению Н.Петровой, могилевская гардина не устояла бы под натиском турецкой, если бы этот традиционный товар не продавался по-новому.

Товар лицом

Гардины надо видеть на окне, считают маркетологи и дизайнеры предприятия. Поэтому 19 магазинов оптовой и розничной торговли «Ленты» в крупнейших городах Беларуси, а также в Москве, Нижнем Новгороде и Санкт-Петербурге — это уже не тесные каморки, где образцы товаров висели плотно прижатые друг к другу, а то и того хуже, были свернуты в рулоны так, что не рассмотреть, а достаточно просторные демонстрационные залы. Там из гардин и других изделий «Ленты», а также из портьер могилевского ОАО «Моготекс» созданы эстетичные элементы интерьера. Многие заказчики и покупатели хотят, чтобы и в их помещениях были такие же. И предприятие охотно берет на себя дизайнерские функции. Для этого создана специальная группа, которая оформляла окна Национальной библиотеки в Минске. Много заказов поступает от школ, детских садов, санаториев, больниц, учреждений, фирм. Услуга в общем объеме производства составляет уже 5-7% и имеет тенденцию к разрастанию как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Так, «Лента» участвует в масштабной московской программе «Строим отель», оформляя гостиницы российской столицы.

Современные перевязочные материалы тоже не сами по себе вышли на рынок. Пришлось не один год демонстрировать их возможности медикам Минска и всех областей Беларуси, прежде чем они решились на замену привычных дедовских бинтов.

Сейчас на внутреннем рынке «Лента» продает 82% своей продукции через собственную товаропроводящую сеть. Продолжается ее расширение и за рубежом, в чем участвует местный бизнес. Недавно магазин — демонстрационный зал открылся в Киеве. Тамошний владелец торговой сети взял на себя обеспечение помещением и организацию торговли, оставив могилевскому партнеру формирование товарного ассортимента, обеспечение оборудованием, переподготовку кадров и контроль за продажами.

Короче говоря, ОАО «Лента» по-прежнему использует любые возможности, чтобы обновить оборудование и технологии, скооперироваться с партнерами, создать востребованную продукцию из отечественного сырья, расширить товаропроизводящую сеть и продемонстрировать через нее платежеспособному потребителю преимущества своей продукции.

Николай ТОЛСТИК


Важно
Мы в соцсетях
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы