$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Образование

НЕ УЧИТЕ НАС ЖИТЬ,©

01.04.2014

помогите лучше информационно и консультационно

Сегодня деловое сообщество обеспокоено очередной проблемой, порожденной изменениями законодательства. Оказывается, организации обязаны уплачивать взносы по государственному социальному страхованию при направлении работников на семинары, в т.ч. такие, в ходе которых разъясняются вопросы применения налогового законодательства, законодательства о бухучете. О том, справедливы ли такие требования, рассуждает юрист Юрий ВЕРЕМЕЙКО.

Проблема, существенно влияющая на деятельность субъектов хозяйствования и отношения, сложившиеся на рынке консалтинговых услуг, связана с нормами абз. 3 п. 4 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утв. постановлением Совмина от 25.01.1999 № 115, в ред. постановления от 14.12.2013 № 1083. Здесь указано, что не облагаются отчислениями в ФСЗН суммы средств работодателя, направленные на повышение квалификации или переподготовку работников в учреждениях образования РБ. При этом сотрудники ФСЗН разъясняют, что взносы должны начисляться на стоимость платных семинаров, проводимых организациями, не являющимися учреждениями образования.

Но прежде всего давайте определим, что представляют собой семинары. На практике ими довольно часто именуются мероприятия, которые таковыми на самом деле не являются, а имеют в большей степени информационный и (или) консультационный характер. При этом вести речь о наличии каких-либо выплат в пользу работника, которые влекут возникновение обязательств по уплате страховых вносов, можно только в том случае, если речь идет о его обучении, т.е. об участии в образовательных мероприятиях, так как только в этом случае работник получает знания, навыки и умения. Если же работник, действуя от имени нанимателя, получает какую-либо информацию от другого субъекта по договору оказания услуг между нанимателем и таким субъектом, то он действует исключительно в рамках выполнения своих трудовых функций. Поэтому говорить о каких-либо выплатах в его пользу нет никаких оснований.

Так, в соответствии с п. 3 Положения об обучающих курсах дополнительного образования взрослых, утв. постановлением Совмина от 15.07.2011 № 954 (далее — Положение), тематический семинар является разновидностью обучающих курсов и представляет собой образовательное мероприятие, включающее теоретические и (или) практические учебные занятия по отдельной теме. В свою очередь, согласно п. 2 Положения обучающие курсы представляют собой образовательное мероприятие, направленное на удовлетворение познавательных потребностей слушателей в определенной сфере профессиональной деятельности или области знаний.

Согласно п. 7 ст. 250 Кодекса об образовании (далее — Кодекс) образовательный процесс при реализации образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов, офицерских курсов и иных видов обучающих курсов) организуется в соответствии с Кодексом и Положением. При этом в соответствии со ст. 246 Кодекса такие мероприятия вправе осуществлять иные организации, индивидуальные предприниматели (не являющиеся учреждениями образования), которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Но образовательные мероприятия являются частью образовательного процесса, который представляет собой обучение и воспитание, организованные учреждением образования (организацией, реализующей образовательные программы послевузовского образования, иной организацией, которой в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, индивидуальным предпринимателем, которому в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность) в целях освоения обучающимися содержания образовательных программ.

Основное отличие семинара, как образовательного мероприятия, от мероприятий информационного и (или) консультационного характера как раз и состоит в том, что первое представляет собой достаточно сложное и многоплановое понятие в сравнении с достаточно простым процессом предоставления информации или консультациями. Образовательное мероприятие направлено на воспитание (целенаправленный процесс формирования духовно-нравственной и эмоционально ценностной сферы личности обучающегося) и обучение (целенаправленный процесс организации и стимулирования учебной деятельности обучающихся по овладению ими знаниями, умениями и навыками, развитию их творческих способностей) личности. Информационные и (или) консультационные услуги направлены на простую передачу информации. И хотя сама информация может быть весьма сложной, сам по себе процесс ее передачи достаточно прост.

При передаче информации практически никогда не требуется какая-либо обратная связь, без которой практически невозможно воспитание и обучение. В процессе обучения человек получает не просто информацию и какие-то новые знания, но инструмент их применения и более глубокое понимание изучаемого предмета. В широком понимании обучение всегда представляет собой двусторонний процесс, он включает в себя как передачу, так и усвоение учебного материала, то есть деятельность учителя (преподавание) и обучаемого.

Простая передача информации сводится к более простой цели — самому факту ее передачи. Усвоение такой информации реципиентом не существенно. В ходе же обучения усвоение имеет важнейшее значение. В этом и есть главное отличие процесса обучения и передачи информации. Обучаемый не просто получает какие-то сведения, а овладевает знаниями, умениями и навыками, развивает свои познавательные и творческие способности.

Например, работники многих организаций обращаются с запросами в налоговые органы и получают на них ответы, содержащие различную информацию в виде консультаций и разъяснений, в т.ч. в устной форме. Очевидно, что налоговые органы не занимаются в данном случае воспитанием и обучением плательщиков и их должностных лиц и их деятельность не относится к образовательной. То же касается и проведения налоговыми органами разъяснительной работы в других формах, в частности, при встречах с представителями плательщиков.

Таким образом, в тех случаях, когда наниматель заинтересован в получении каких-то консультаций или информации, заключает соответствующий договор и направляет своего работника для получения такой информации в устной или иной форме, выплаты в пользу работника отсутствуют и объект для начисления страховых взносов не возникает.

Полагаю, что такие же последствия имеют место даже в том случае, если по каким-либо причинам такие мероприятия именуются семинарами, хотя по сути они ими не являются. Но последствия тех или иных сделок и операций необходимо определять с учетом их сущности (предмета), а не формы и наименования, так как последние могут быть неполными или даже неверными.

Если же наниматель производит оплату участия работника в образовательных мероприятиях, например, в обучающих курсах, в т.ч. тематических семинарах, то утверждение о возникновении объекта для уплаты страховых взносов достаточно сомнительно. Очевидно, что работники не просто получают информацию для своего нанимателя, но и определенные знания, умения и навыки для себя, для выполнения своих трудовых функций. Поэтому считать плату за семинары объектом уплаты страховых взносов весьма спорно — ведь, как правило, эти мероприятия удовлетворяют именно потребности нанимателя, а не самого работника.

(Продолжение темы на с. 16–18 Информбанка)