$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Зарубежный опыт

НЕ ТЕМПОМ ЕДИНЫМ

01.04.2011

В России в 2010 г. объем фармацевтического рынка в ценах конечного потребления возрос всего на 6%, до 654 млрд. USD. Впервые за последние годы темпы роста быль столь низкими — потребление снизилось, а индекс цен на лекарства упал на 1%, притом что в последние годы он отставал от инфляции. Об этом рассказал аналитик маркетингового агентства DSM Group Сергей Шуляк.

Анализ ценовых ниш на препараты выявил, что примерно 12% всех продаж пришлось на лекарства стоимостью до 50 RUB, 30,5% — до 150 RUB, 41,8% — до 500 RUB, 16% — более 500 RUB. В пересчете на упаковки более половины всех продаж — дешевые препараты стоимостью чуть больше евро.

В денежном выражении доля импортных препаратов на российском рынке достигла 77,3%, местных — 22,7%. Удельный вес безрецептурных лекарств, по оценкам, составил 36,9%, рецептурных — 63,1%.

В прошлом году в России изменились список и правила формирования цен на лекарства, входящие в перечень жизненно важных. Перечень стал дешевле — 60 RUB против 90 RUB ранее. Цена на препараты из перечня регистрируется на год, т.е. «замораживается». Примечательно, что в 2010 г. продажи лекарств из этого списка росли медленнее, чем сам рынок, т.е. не происходило вымывания дешевых препаратов. При этом население приходит в аптеку больше за ассортиментом, чем за конкретным лекарством. За минувший год в рознице количество чеков сократилось в сравнении с 2009-м, а вот их средняя стоимость выросла.

Из десятки лидирующих по продажам компаний-изготовителей объем реализации снизился за год только у Novartis. В числе наиболее успешных иностранных компаний на российском рынке — Nycomed, TEVA, Berlin-Chemie, среди российских — Микроген, Биотэк, Мосхимфармпрепараты. Однако в целом активнее покупались импортные лекарства. Примечательно, что только в 4 аптечных сетях рост продаж превышал темпы роста рынка.

«Сегодня все хотят строить в регионах фармкластеры, но представление о таких проектах стало упрощенным. Изначально кластер предполагал консолидацию усилий научно-исследовательских лабораторий, производств, постоянное переобучение персонала, — отмечает С.Шуляк. — В России же такие проекты реализуются узко в рамках развертывания промзон, куда инвестировано уже более 5 млрд. USD. В полной мере создание фармкластеров удалось только в Санкт-Петербурге и Ярославле, где есть учебные заведения, способные обеспечить производства специалистами. Почти половина лидирующих по продажам на рынке производителей имеют свои производства либо контрактное предприятие на территории РФ и производят лекарства, которые закупаются по госпрограммам. Объявлено о строительстве нескольких заводов большой мощности, однако для них остро встала проблема формирования продуктового портфеля».

С.Шуляк напомнил, что отраслевая стратегическая программа «Фарма-20-20» предполагает достижение уровня 50% локального производства, инновационных препаратов в стране должно выпускаться 40%, а это значит, что ежегодно должно регистрироваться 20 новых молекул, разработанных в стране. Для сравнения: в прошлом году в фарминдустрии США было зарегистрировано всего 17. Прогнозируется, что в РФ в ближайшие годы будет регистрироваться не более двух новых молекул.